Что такое релаксация для детей. Применение релаксации в работе с воспитанниками доу методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Педагог-психолог

МКДОУ Д\с№1 «Илячин»

Современный ритм жизни, стрессовые ситуации, возникающие на работе и в семье, часто приводят человека к плохому настроению и перенапряжению. Результатом такого состояния нередко становится депрессия. Для того чтобы избежать такой ситуации, психологи советуют научиться расслабляться. При этом рекомендуется использовать различные средства медитации и релаксации. С взрослыми все ясно. А что делать в том случае, если перевозбужден и перенапряжен маленький ребенок, которому сложно успокоиться после активного общения и игр?

Существуют различные способы, позволяющие успокоить легковозбудимого ребенка. Одним из них является организация режима бодрствования и сна. Активных детей порой сложно уложить в постель по определенному графику. В такой ситуации важно создать для малыша условия определенного дневного ритма. Все приемы пищи, а также прогулки важно проводить в одни и те же часы. Кроме того, в период, который предшествует отдыху, не должно быть активных занятий. Только тогда чадо привыкнет к определенному режиму.

Физкультура и массаж. О пользе этих двух составляющих знают все. Однако применить в повседневной жизни массаж и физкультуру зачастую ленятся либо попросту забывают. Спорт особенно важен при воспитании активного ребенка. Благодаря физической культуре кроха интеллектуально развивается. Спорт воспитывает в нем личность. Маленьким деткам весьма полезны чередования упражнений физических и интеллектуальных или их гармоничное сочетание. Важен для ребенка и расслабляющий массаж. Зная технику таких манипуляций, при воздействиях на определенные точки можно определенным образом управлять эмоциональным состоянием малыша. Особенно чудодейственной силой обладает массаж стоп. Их следует разминать с приложением небольших усилий и «рисовать» на них восьмерочки. Главное - найти тот момент, когда ребенок будет лежать, а не пытаться убежать в поисках какого-либо занятия.

Ароматерапия. Запахи обладают огромной силой. Одни из них способны воодушевить, другие, напротив, огорчить. Ароматы воздействуют на обоняние ребенка так же, как и на организм взрослого человека. Однако не все успокаивающие вещества подойдут для маленького человечка. В детской практике применяют эфирные масла мелиссы и ромашки, шалфея и розы. Но и при их использовании требуется соблюдение осторожности. Так, не следует наносить неразведенные масла непосредственно на кожу ребенка, особенно если ему нет еще трех лет. Наиболее безобидным способом применения таких средств являются аромалампы.

Релаксация. Загруженность современных дошкольников порой поражает воображение. Они посещают детский сад, различные кружки и спортивные секции. Получая большое количество информации, дети устают как физически, так и эмоционально. При этом им везде нужно успеть. Нагрузки, которые испытывает детский организм, отрицательно влияют на его здоровье. Именно поэтому в работе с дошкольниками используются упражнения на релаксацию. Релаксация это снятие психического напряжения при снижении мышечного тонуса. После выполнения специальных упражнений ребенок становится спокойным и уравновешенным. Он начинает лучше осознавать свои чувства. Упражнения для релаксации для детей играют большую роль.

Упражнения на релаксацию. Для того чтобы эмоционально разрядить ребенка, предложите ему различные игры.

«Игра с песочком». Ребенок должен сесть на стульчик, упершись в его спинку. Он должен представить себе, что находится на берегу речки с сыпучим и прохладным песком. Малыш, закрыв глаза, на глубоком вдохе должен словно набрать его в кулачок. Пальцы необходимо как можно крепче сжать. В таком положении ребенок должен посидеть некоторое время. При выдохе воображаемый песок необходимо медленно «высыпать» на колени. По окончании упражнения руки следует «уронить» вдоль туловища.

«Дудочка». Это упражнение позволит малышу расслабить мышцы лица. Ребенок должен представить себе, что держит в руках дудочку. Для «игры» на инструменте малышу необходимо предложить набрать как можно больше воздуха в легкие, а затем вытянуть губы трубочкой и произносить длинный звук «у-у-у».

«Солнечный зайчик». Выполнение этого упражнения также способствует расслаблению лицевых мышц. Малыш должен представить, что лучик солнца «гуляет» по его личику. Сначала яркий «зайчик» прыгает на его глазки – их нужно зажмурить. Потом лучик перебирается на щечку, лобик, носик, рот и подбородок. Этого игривого «зайчика» малышу нужно ласково погладить.

«Сосулька». При выполнении данного упражнения достигается релаксация мышц всего тела. Взрослый предлагает малышам представить себя в роли сосульки, закрыв глаза и встав с поднятыми вверх руками. В такой позе следует находиться одну-две минуты. Затем детям предлагается представить, как медленно тает сосулька, согретая теплыми солнечными лучами. При этом следует расслабить кисти рук, а после этого мышцы шеи, плеч, туловища и ног. Одновременно могут быть применены тексты для релаксации. Для детей такая «игра» будет наиболее интересна. Так, во время выполнения данного упражнения воспитателю предлагается произносить следующие слова: «Под крышей нашего дома сосулька висит. Солнышко пригреет, она растает и упадет».

«Прогулка». При выполнении данного упражнения дети рассаживаются на стулья. Для напряжения мышц они должны приподнять ноги и, не касаясь пола, «побегать» и «походить». И в это время могут быть использованы тексты для релаксации. Например: Собрались мы погулять. Поскорей, не отставать! Все немного побежали, ножки наши подустали. Мы недолго посидим, ну а после поглядим. Применяемые тексты для релаксации должны помочь малышу в создании необходимого образа, что позволит ему наиболее эффективно расслабиться.

Применение специального оборудования. С самого раннего возраста каждый ребенок знаком с мячом. Этот предмет служит ему для игр и развлечений. В настоящее время производителями предлагается достаточно широкий выбор мячей, разнообразных по качеству, размеру и цвету. Сравнительно недавно на потребительском рынке появилось новое предложение - мяч-фитбол, диаметр которого может оставлять от 45 до 70 сантиметров. С его помощью проводится релаксация для детей дошкольного возраста. С мячом-фитболом малыши начинают заниматься уже с четырех-пяти лет.

Например, ребенок садится сбоку от мяча, обнимает его левой или правой рукой и кладет на него голову. Такую позу следует зафиксировать на десять-пятнадцать секунд.

Релаксация для детей дошкольного возраста может быть выполнена и при помощи попеременного напряжения и расслабления мышц. Ребенок должен сесть на пол, максимально прижав, а также обхватив руками и ногами мяч. Такое положение необходимо сохранить на протяжении восьми-десяти секунд. Затем ребенок должен расслабиться.

Релаксация и музыка. В настоящее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные формы нарушения психоэмоциональной сферы. Причиной этому становится ограничение круга общения дошкольников и сосредоточение их на компьютерах и телевизорах. Неоценимую помощь в деле воспитания малыша и улучшении его психического здоровья оказывает музыка. Релаксация достигается при прослушивании шелеста листьев и пенья птиц, шума дождя и журчания ручья. Эти звуки избавляют малыша от беспокойств и страхов. Они дарят ему уверенность и хорошее настроение. Специалисты рекомендуют сочетать спокойные мелодии и звуки природы. Релаксация при этом наиболее эффективна.

Расслабление перед сном. Маленькие дети любят слушать сказки. Зачастую родители читают их перед сном. Однако не всегда это помогает быстро уложить ребенка. Малыш начинает высказывать предположения и задавать множество вопросов. Для того чтобы этого не происходило, нужны особые расслабляющие сказки. Релаксация для детей дошкольного возраста перед сном проводится именно с ними. Такие сказки не имеют никаких смысловых нагрузок. Сюжет их довольно прост и весьма понятен для ребенка. Сказочный персонаж в таких историях всегда должен хотеть спать и в конце крепко засыпать. Голос рассказчика - монотонный и плавный. Это успокаивает и расслабляет малыша. Он отключается от окружающего и засыпает. Придумать релаксационную сказку совсем не сложно. Следует только соблюдать некоторые правила: ребенок должен хорошо знать главного персонажа сказки и любить его; текст истории составляется с применением простых предложений; важны повторы слов, способствующие покою и расслаблению; в конце сказки главный герой должен обязательно уснуть; голос рассказчика обязательно должен быть тихим. Если одну и ту же релаксационную сказку рассказывать много раз, то у ребенка выработается условный рефлекс, позволяющий ему быстро и спокойно уснуть. Намного эффективнее расслабление наступит под умиротворяющую мелодию, а также под звуки природы.

Капризы, усталость, нарушенный сон, отсутствие аппетита. Порой родители не могут понять, что происходит с их маленьким чадом. Все очень просто: малыши практически всегда пребывают в состоянии высокого психоэмоционального возбуждения. Причин для этого предостаточно: стрессовые ситуации, адаптация, кризисный возраст, усталость, перенапряжение. На протяжении дня кроха получает такой объем информации, что его организму непросто с ней справиться. Отсюда и сильный стресс, который отражается на поведении карапуза.

Получить положительные эмоции, снять напряжение и устранить нервозность помогают специальные релаксационные упражнения для снятия стресса у детей. Ведь для формирования здоровой психики ребенку нужно уметь расслабляться.

Релаксационные игры в детском саду

Кто из детей не любит игры. Именно такая форма – игровая – активно используется при проведении релаксационных упражнений для детей раннего возраста.Преимущество таких упражнений состоит в том, что их можно выполнять в любой момент, и они не требуют дополнительного инвентаря. Методика подбирается с учетом возраста и склонностей детишек.

Например, снять возбуждение и успокоить ребятишек перед тихим часом помогает дыхательная гимнастика. Ее лучше проводить на свежем воздухе, чтобы организм кроме упокоения получил еще и кислородное обогащение.

Для расслабления мышц можно провести простое и несложное упражнение. Предложите малышам минут на 10 сжать кулачки или напрячь животики, а потом «отпустить» состояние напряжения. Для того чтобы результат был максимальным, релаксацию нужно проводить в полулежачей позе.

Прекрасным способом релаксации является звуковая терапия. Детишки с интересом и удовольствием слушают шум леса, морского прибоя либо дождя. Кроме того, они еще и пытаются представить картинку в своем воображении. Это не только успокаивает, но прекрасно поднимает настроение.

Дети старшего дошкольного возраста отлично воспринимают арт-терапию, или другими словами – творческие занятия: рисование, конструирование, лепку. Во время таких упражнений у малышей снимается психоэмоциональное напряжение, вдобавок происходит еще и творческое развитие.

Релаксационные упражнения для школьников

Научить малыша расслабляться и контролировать свое эмоциональное состояние необходимо до школьного возраста. Первоклассник уже должен уметь самостоятельно успокаиваться после веселой перемены и сосредотачиваться на получении новой информации. Для младших школьников наиболее подходят дыхательная гимнастика либо метод аутотренинга.

Снять возбуждение и переключиться на учебный процесс помогает глубокое дыхание. Ребенку нужно сделать медленный вдох через нос, а вот выдох нужно производить ртом. Несколько таких упражнений – и ребенок готов к уроку!

Что касается аутотренинга, то мысленный спуск на парашюте поможет школьнику переключиться на умственную деятельность еще до «воображаемого» приземления.

Расслабление – это важная составляющая полноценного развития детей. Но умение расслабляться приходит не сразу. Для этого нужно ежедневно проводить релаксационные занятия. Всего 10-15 минут в день помогут исключить многие проблемы, с которыми сталкиваются дети школьного возраста.

Нервно-мышечная релаксация по Джекобсону для детей

Эдмунд Джекобсон, американский невролог, разработал комплекс релаксационных упражнений для мышечной системы. Постоянные стрессы и подавление эмоций приводят к мышечным зажимам. Автор методики обнаружил, что эмоциональное состояние и мышечный тонус очень тесно взаимосвязаны, поэтому его упражнения помогают расслабить мышечную систему и нормализовать психоэмоциональное состояние. И, что немаловажно, релаксация по Джекобсону полезна не только для детей, но и для их родителей.

Перед тем как перейти непосредственно к упражнениям, стоит обратить внимание на важные условия релаксации:

  • удобное положение тела (лежа либо сидя);
  • напряжение мышц происходит на вдохе, а расслабление – на выдохе (не более 5 секунд);
  • каждое упражнение нужно выполнять дважды.

А теперь предлагаем комплекс релаксационных упражнений для детей:

  • «Сосулька». Максимально сжимаем кисти рук, затем расслабляем.
  • «Дотянуться до облачка». Нужно вытянуть ручки вперед, как будто что-то нужно достать. Затем расслабляем их и опускаем на выдохе. После этого ручки поднимаем вверх и пробуем мысленно дотянуться к облачку и вновь опускаем их.
  • «Бабочка». Так, как бабочка складывает свои крылышки, так же детки должны свести свои лопатки. После чего они вновь расправляют свои «крылья».
  • «Черепашка». Предложите деткам ощутить себя черепашкой, которая пытается спрятать свою головку в панцирь (малыши поднимают свои плечики к ушкам), а затем высовывают ее из своего «домика».
  • «Пяточки – носочки». Сначала дети пробуют потянуть свои пяточки к коленкам, после чего расслабляют ножки. Затем тянут носочки и также на выдохе расслабляют.
  • «Сморщенное личико». Малыши морщат носик, лобик, щечки, глазки, как будто они скушали очень кислый лимон. На выдохе детки расслабляют мышцы лица.
  • «Улыбка». Предложите ребенку максимально широко улыбнуться. Выдыхая, он должен сделать губки трубочкой и издать какой-нибудь звук.

Желательно, чтобы родители выполняли такие упражнения вместе со своими детками и не забывали при этом хвалить свое чадо.

Релаксационные упражнения для агрессивных детей

Уметь релаксировать важно всем малышам, но деткам с повышенной тревожностью и агрессивностью это просто необходимо.

Для начала следует позаботиться о месте проведения занятий. Очень важно, чтобы тревожный ребенок чувствовал себя комфортно, поэтому уютная комнатка с нежной цветовой гаммой создаст нужную атмосферу и не вызовет агрессивность у малыша.

Что касается релаксационных упражнений, то для такой категории малышей полезными будут занятия для расслабления мышечной системы. Например, «Драка». Предложите ребенку представить ситуацию, будто бы он поссорился со свои другом. Ребенок готовится к предстоящей драке, при этом ручки у него должны быть как можно сильнее сжаты в кулачки, а челюсти сомкнуты. Попросите его зафиксировавать такое состояние на несколько минут, а затем вспомнить хорошие поступки друга – и отпустить напряжение.

Отлично снимает агрессию аутотренинг. Ведь, представляя себя спокойным человеком, мы в итоге ним и становимся. Мысленная прогулка по лесу либо морскому побережью снимет излишнее напряжение и подарит позитивные эмоции.

Глубокая дыхательная гимнастика просто необходима деткам с повышенной агрессивностью. Поэтому несколько глубоких вдохов и выдохов помогут ребенку стать намного спокойнее и умиротвореннее.

Очень важно, чтобы во время релаксационных упражнений присутствовал телесный контакт. Агрессивных малышей необходимо научить нормально воспринимать других людей и относиться к ним без злости и недоверия.

Релаксационные упражнения для детей с заиканием

Учеными доказано, что речевая деятельность и психика взаимосвязаны. Поэтому коррекция заикания у детей включает не только работу логопеда, но и релаксационные упражнения, чтобы расслабить мышечное и психоэмоциональное напряжение.

Заикающийся малыш, пытаясь что-то рассказать, настолько сильно напрягает мышцы лица и горла, что в итоге напряжение испытывает вся мышечная система тела. Поэтому очень важно сначала провести упражнения, которые помогут снять общее напряжение, а уже потом провести занятия для расслабления речевого аппарата. Завершать комплекс упражнений нужно дыхательной гимнастикой. Кстати, для коррекции можно воспользоваться методикой Джекобсона.

Релаксационные упражнения для детей с ДЦП

Ребятишкам с детским церебральным параличем помогут расслабляющие и дыхательные упражнения, цель которых – снизить мышечную зажатость и снять эмоциональное напряжение. Кроме того, занятия помогут увеличить двигательную активность и повысить у детей уровень самоконтроля.

Упражнение «Давай познакомимся!»

Предложите ребенку присесть на коврик. Затем, сделав глубокий вдох, малыш должен медленно поднять ручки вверх, сомкнуть ладони над изголовьем и задержать дыхание. Выдох делаем через рот, при этом ребенок должен наклониться вперед и опустить ручки на пол. На выдохе нужно произнести свое имя, можно и фамилию.

Упражнение «Растущий цветочек»

Инструктор-садовник предлагает малышу представить себя маленьким и сморщенным семенем (ребенок сжимается в клубочек, прячет головку и прикрывает ее ручками). «Взрослый садовник», ухаживая за зернышком, гладит малыша по спинке, по головке – и «ребенок-цветочек» начинает расти. Сначала у него появляются стебелек и листочки (тело и ручки малыша медленно вытягиваются вперед), затем показываются бутоны (кисти сжимаются в кулачки). И, наконец-то, цветок расцветает (кулачки резко разжимаются).

Упражнение «Надоедливая муха»

Предложите малышу прилечь и закрыть глазки. Дальше он должен представить, что лежит на весенней траве, и его согревает солнышко. Но вдруг на лобик села муха. Предложите ребенку пошевелить бровями и согнать ее – муха не улетела, а пересела на одну щечку (ребенок надувает ее), а затем на другую (малыш надувает вторую щеку). Надоедливое насекомое кружится вокруг глаз, попросите его поморгать ими. Муха присела на подбородок – предложите подвигать челюстью.

Упражнения для дыхания «Артист»

Малыш делает глубокий вдох и медленно поднимает ручки над головой. Необходимо на несколько секунд задержать дыхание. Затем выдыхаем, произносим продолжительный звук [а] и опускаем ручки.

Поднимаем медленно руки, только в этот раз фиксируем перед собой, задерживаем дыхание. Выдыхая, произносим продолжительный звук [у] – и опускаем ручки.

Специально для - Марина Амиран

Ирина Дылгырова
Упражнения для релаксации в работе с детьми дошкольного возраста

Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми .

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть!

Такие нагрузки отрицательно сказываются на здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию .

Активный образ жизни, частые стрессы в семье и на работе часто приводят к перенапряжению, плохому настроению, и как результат – к депрессии. Необходимо научиться расслабляться и пользоваться средствами релаксации и медитации для борьбы с «перегрузками» . Но что делать, если совсем маленький ребёнок перенапряжён, перевозбуждён и сложно успокаивается после активных игр и общения? Как победить детскую гипервозбудимость?

Почему-то принято считать, что методы релаксации и медитации показаны только взрослым. На самом же деле, это не совсем так. Да, откровенно говоря, сложно объяснить трёхлетнему ребёнку, что такое медитация. Поэтому, релаксация детей дошкольного возраста требует особого взгляда и подхода. Главное – правильно и умело этим пользоваться.

Нервная система ребёнка дошкольного возраста далека от своего совершенства. Детям сложно контролируют процессы возбуждения и торможения нервной системы. Этим и объясняется неспокойный сон или проблемы с засыпанием после активных игр. Прежде всего, это касается активных деток. Но, несмотря на это, существует множество способов, благодаря которым можно успокоить «разгулявшегося» ребёнка.

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом . В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.

Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании :

“Задуй свечу”.

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.

“Ленивая кошечка”.

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.

Упражнения на расслабление мышц лица :

“Озорные щечки”.

Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

“Рот на замочке”.

Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их :

У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы) .

Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с) .

Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

“Злюка успокоилась”.

Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть :

А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.

Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать) .

Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело,

Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,

Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть) .

Упражнения на расслабление мышц шеи :

“Любопытная Варвара”.

Исходное положение : стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы :

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.

А потом опять вперед – тут немного отдохнет.

Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы :

Возвращается обратно – расслабление приятно!

Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы :

А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

Упражнения на расслабление мышц рук :

“Лимон”.

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку :

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю –

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Выполнить это же упражнение левой рукой .

“Пара” (попеременное движение с напряжением и расслаблением рук) .

Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым, сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнера выпрямляется.

“Вибрация”.

Какой сегодня чудный день!

Прогоним мы тоску и лень.

Руками потрясли.

Вот мы здоровы и бодры.

Упражнения на расслабление мышц ног :

“Палуба”.

Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!

Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.

“Лошадки”.

Замелькали наши ножки,

Мы поскачем по дорожке.

Но внимательнее будьте,

Что вам делать, не забудьте!

Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с “грохотом” опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе “Ух!”.

Упражнения на расслабление всего организма :

“Снежная баба”.

Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

“Птички”.

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

“Бубенчик”.

Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной “Пушистые облачка”. “Пробуждение” происходит под звучание бубенчика.

“Летний денек”.

Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки :

Я на солнышке лежу,

Но на солнце не гляжу.

Глазки закрываем, глазки отдыхают.

Солнце гладит наши лица,

Пусть нам сон хороший снится.

Вдруг мы слышим : бом-бом-бом!

Прогуляться вышел гром.

Гремит гром, как барабан.

“Замедленное движение”.

Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку :

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.

Замедляется движенье, исчезает напряженье.

И становится понятно – расслабление приятно!

“Тишина”.

Тише, тише, тишина!

Разговаривать нельзя!

Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать,

И тихонько будем спать.

Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов : познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым, сохраняя здоровье.

Стрессовые ситуации, возникающие на работе и в семье, часто приводят человека к плохому настроению и перенапряжению. Результатом такого состояния нередко становится депрессия. Для того чтобы избежать такой ситуации, психологи советуют научиться расслабляться. При этом рекомендуется использовать различные средства медитации и релаксации. С взрослыми все ясно. А что делать в том случае, если перевозбужден и перенапряжен маленький ребенок, которому сложно успокоиться после активного общения и игр?

Одна из проблем детского возраста

Нервная система у ребенка весьма далека от совершенства. Особенно это касается малышей до трех лет. Детям указанного возраста сложно осуществлять контроль над процессами торможения и возбуждения нервной системы. Этим можно объяснить неспокойный младенческий сон, а также проблемы с успокоением после активных игр. Прежде всего, это относится к легковозбудимым детям.

Соблюдение правильного распорядка дня

Существуют различные способы, позволяющие успокоить легковозбудимого ребенка. Одним из них является организация режима бодрствования и сна. Активных детей порой сложно уложить в постель по определенному графику. В такой ситуации важно создать для малыша условия определенного дневного ритма. Все приемы пищи, а также прогулки важно проводить в одни и те же часы. Кроме того, в период, который предшествует отдыху, не должно быть активных занятий. Только тогда чадо привыкнет к определенному режиму.

Физкультура и массаж

О пользе этих двух составляющих знают все. Однако применить в повседневной жизни массаж и физкультуру зачастую ленятся либо попросту забывают. Спорт особенно важен при воспитании активного ребенка. Благодаря физической культуре кроха интеллектуально развивается. Спорт воспитывает в нем личность. Маленьким деткам весьма полезны чередования упражнений физических и интеллектуальных или их гармоничное сочетание.

Важен для ребенка и расслабляющий массаж. Зная технику таких манипуляций, при воздействиях на определенные точки можно определенным образом управлять эмоциональным состоянием малыша. Особенно чудодейственной силой обладает массаж стопочек. Их следует разминать с приложением небольших усилий и «рисовать» на них восьмерочки. Главное - найти тот момент, когда ребенок будет лежать, а не пытаться убежать в поисках какого-либо занятия.

Ароматерапия

Запахи обладают огромной силой. Одни из них способны воодушевить, другие, напротив, огорчить. Ароматы воздействуют на обоняние ребенка так же, как и на организм взрослого человека. Однако не все успокаивающие вещества подойдут для маленького человечка. В детской практике применяют и ромашки, шалфея и розы. Но и при их использовании требуется соблюдение осторожности. Так, не следует наносить неразведенные масла непосредственно на кожу ребенка, особенно если ему нет еще трех лет. Наиболее безобидным способом применения таких средств являются аромалампы.

Релаксация

Загруженность современных дошкольников порой поражает воображение. Они посещают детский сад, различные кружки и спортивные секции. Получая большое количество информации, дети устают как физически, так и эмоционально. При этом им везде нужно успеть. Нагрузки, которые испытывает детский организм, отрицательно влияют на его здоровье. Именно поэтому в работе с дошкольниками используются упражнения на такое?

Релаксация пришла к нам из-за рубежа. В 30-40-х годах прошлого века технику мышечной релаксации разработал и применил психолог из Америки Э. Джекобсон, а также врач-невропатолог из Германии И. Шульц. В основе данной методики лежит уже давно доказанный наукой факт того, что существует определенная взаимосвязь между нашим телом и разумом. Известно, что в стрессовом состоянии у человека повышается тонус мышц. При этом существует и обратная связь. Снятие психического напряжения возможно при снижении мышечного тонуса. Это и есть релаксация. Она бывает как непроизвольной, так и произвольной. Второй вид релаксации возможен при выполнении определенных упражнений.

Значение расслабления

Что такое релаксация для детей? Это самый лучший способ снятия напряжения (нервного, физического и психического), а также расслабления, что позволяет ликвидировать фактор раздражения.

Весьма полезна релаксация для детей. После выполнения специальных упражнений ребенок становится спокойным и уравновешенным. Он начинает лучше осознавать свои чувства. для детей играют большую роль. Малыши начинают контролировать собственные действия и эмоции, а также овладевают своими чувствами. Расслабление позволяет маленькому человечку сконцентрировать внимание и снять возбуждение.

Упражнения на мышечные расслабления проводятся психологами, работающими с детьми. Такие занятия являются элементом оздоровительного курса. Но в то же время простая игровая релаксация для детей может быть использована воспитателями или родителями. Расслабление в таком случае вызывается специальными игровыми приемами, каждый из которых, как правило, имеет образное название (это способно увлечь детей). Малыши выполняют упражнения на расслабление, не только копируя движения воспитателя. Детки перевоплощаются и входят в заданный им образ. Новые игры способны заинтересовать ребенка, что позволяет ему хорошо расслабиться. Эффект от занятия заметен сразу по спокойному выражению лица, ритмичному и ровному дыханию и т. д.

Релаксация для детей дошкольного возраста чрезвычайно важна. Ежедневные упражнения, включенные в режим дня, позволяют добиться более спокойного и уравновешенного состояния. У детей устраняется повышенная раздражительность и злость, излишняя тревожность и страхи, а также напряженность.

Принцип мышечной релаксации

На чем основан метод Э. Джекобсона? Принцип данной релаксации довольно прост. Он основан на способности мышц расслабляться после сильного напряжения. Такая релаксация для детей дошкольного возраста доступна в самой простой игровой форме. Упражнения предусматривают попеременное напряжение различных групп мышц. При этом весьма эффективно достигается расслабление всего тела, что благотворно действует на организм.

Разработано много комплексов упражнений, при помощи которых проводится релаксация Расслаблять можно мышцы лица и плечевого пояса, корпуса и шеи. Как правило, берут одно-два упражнения из определенного блока. На то, чтобы выполнить весь комплекс, отводится по пять-семь минут.

Упражнения на релаксацию

Для того чтобы эмоционально разрядить ребенка, предложите ему различные игры. Ниже можно ознакомиться с описанием некоторых из них.

Собрались мы погулять. Поскорей, не отставать!

Все немного побежали, ножки наши подустали.

Мы недолго посидим, ну а после поглядим.

Применяемые тексты для релаксации должны помочь малышу в создании необходимого образа, что позволит ему наиболее эффективно расслабиться.

Применение специального оборудования

С самого раннего возраста каждый ребенок знаком с мячом. Этот предмет служит ему для игр и развлечений. В настоящее время производителями предлагается достаточно широкий выбор мячей, разнообразных по качеству, размеру и цвету. Сравнительно недавно на потребительском рынке появилось новое предложение - мяч-фитбол, диаметр которого может оставлять от 45 до 70 сантиметров. С его помощью проводится релаксация для детей дошкольного возраста. С мячом-фитболом малыши начинают заниматься уже с четырех-пяти лет. При этом могут быть использованы программы, производящие оздоравливающий эффект. Основной целью выполняемых упражнений является:

  • укрепление опорно-двигательной системы;
  • улучшение двигательной функции суставов;
  • создание крепкого мышечного корсета.

Все это, в свою очередь, позволяет развить эмоционально-волевую и интеллектуальную сферу ребенка. В применяемом комплексе упражнений могут быть и такие, которые способствуют расслаблению и релаксации. Например, ребенок садится сбоку от мяча, обнимает его левой или правой рукой и кладет на него голову. Такую позу следует зафиксировать на десять-пятнадцать секунд.

Релаксация для детей дошкольного возраста может быть выполнена и при помощи попеременного напряжения и расслабления мышц. Ребенок должен сесть на пол, максимально прижав, а также обхватив руками и ногами мяч. Такое положение необходимо сохранить на протяжении восьми-десяти секунд. Затем ребенок должен расслабиться.

Релаксация и музыка

В настоящее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные формы нарушения психоэмоциональной сферы. Причиной этому становится ограничение круга общения дошкольников и сосредоточение их на компьютерах и телевизорах. Неоценимую помощь в деле воспитания малыша и улучшении его психического здоровья оказывает музыка. Еще древние знахари отметили ее способность излечить человека от различных недугов. Например, звуки скрипки поднимают настроение, флейта может помочь при кашле, а мелодии альта устраняют неврозы.

Музыка обладает поистине фантастическим умением регулировать психоэмоциональное состояние ребенка. Она помогает преодолевать ощущения дискомфорта, выражающиеся страхом, неуверенностью, растерянностью и боязнью. Способствует этому и музыка природы. Релаксация достигается при прослушивании шелеста листьев и пенья птиц, шума дождя и журчания ручья. Эти звуки избавляют малыша от беспокойств и страхов. Они дарят ему уверенность и хорошее настроение. Специалисты рекомендуют сочетать спокойные мелодии и звуки природы. Релаксация при этом наиболее эффективна.

Расслабление перед сном

Маленькие дети любят слушать сказки. Зачастую родители читают их перед сном. Однако не всегда это помогает быстро уложить ребенка. Малыш начинает высказывать предположения и задавать множество вопросов. Для того чтобы этого не происходило, нужны особые расслабляющие сказки. Релаксация для детей дошкольного возраста перед сном проводится именно с ними. Такие сказки не имеют никаких смысловых нагрузок. Сюжет их довольно прост и весьма понятен для ребенка. Сказочный персонаж в таких историях всегда должен хотеть спать и в конце крепко засыпать. Голос рассказчика - монотонный и плавный. Это успокаивает и расслабляет малыша. Он отключается от окружающего и засыпает.

Придумать релаксационную сказку совсем не сложно. Следует только соблюдать некоторые правила:

  • ребенок должен хорошо знать главного персонажа сказки и любить его;
  • текст истории составляется с применением простых предложений;
  • важны повторы слов, способствующие покою и расслаблению;
  • в конце сказки главный герой должен обязательно уснуть;
  • голос рассказчика обязательно должен быть тихим.

Если одну и ту же релаксационную сказку рассказывать много раз, то у ребенка выработается условный рефлекс, позволяющий ему быстро и спокойно уснуть. Намного эффективнее расслабление наступит под умиротворяющую мелодию, а также под звуки природы.


Top