Как сделать одноколесный велосипед в домашних условиях. Для чего одноколесный велосипед? Из чего состоит одноколесный байк, и его разновидности

Одноколесный велосипед или уницикл, появился на просторах отечественного рынка сравнительно недавно. Это настоящий младший брат стандартного двухколесного агрегата. Его отличительной чертой является наличие всего лишь одного колеса и полное отсутствие рулевой части. Чем примечателен одноколесный велосипед, и какие его разновидности известны человечеству?

Что лежит в основе уницикла

Уницикл покоряет своим неповторимым внешним видом. Человек, впервые увидевший данное инженерное творение с трудом представляет, как им можно управлять. В голове возникает масса сложных ассоциаций и алгоритмов действий. На самом деле, велосипед с одним колесом отличается простой и понятной конструкцией. В его основе лежат следующие элементы:

  • механизм управления (педали);
  • кареточный механизм;
  • регулируемая стойка (в простонародье обыкновенная рама);
  • сиденье для удобного передвижения.

Это классическое строение одноколесного велосипеда. Конструкция не оснащена механизмом торможения, приводной цепью и рулевой частью. Передвижение на нестандартном агрегате основано на постоянном кручении педалей и держании равновесия. Ранее велосипеды данного типа широко применялись циркачами, для выполнения трюков различной сложности. На сегодняшний день освоить езду на необычном виде транспорта способен каждый желающий человек.

В некоторых модернизированных моделях одноколесных велосипедов встроены дополнительные элементы. К их числу относят:

  • крыло (позволяет блокировать брызги грязи);
  • багажник;
  • система освещения (фонари);
  • светоотражатели;
  • звуковой сигнал.

Наличие дополнительных опций значительно оптимизирует и облегчает процесс передвижения. Светоотражатели, фонари и звуковой сигнал отвечают за безопасность человека.

В «прокачанных» моделях можно встретить вынос и тормоз. Вынос представляет собой рычаг, располагающийся под седлом. Его основной задачей является создание дополнительной точки опоры во время передвижения. Наличие выноса облегчает процесс езды и позволяет человеку беспрепятственно преодолевать длительные расстояния.

Тормоз – незаменимая часть любого транспортного средства. Система торможения крепится под седлом. Важно: примечательно, что система торможения установлена исключительно в моделях с выносом. В противном случае тормоз просто некуда прикрепить.

Основные разновидности моноцикла

Одноколесные велосипеды бывают разных типов. Они отличаются по своему строению, комплектации и назначению. Так, стандартные моноциклы используют для фристайла, триала, передвижения в горной местности и по классическому дорожному покрытию.

Уницикл предназначенный для фристайла применяется для выполнения трюков различной сложности. В основе конструкции лежит одно колесо, узкое седло и вилка с квадратным верхом. Это необычное строение позволяет каскадеру беспрепятственно выполнять трюки.

Велосипед для триала отличается высокой прочностью и надежностью. Конструкция способна выдержать мощную нагрузку и не сломаться под человеком во время выполнения сложных прыжков. Стандартный диаметр колеса в прочном моноцикле равен 19 или 20 дюймам.

Унициклы горного типа предназначены для передвижения в условиях полного бездорожья. В их основе лежит прочное колесо, диаметров 24 или 26 дюймов. Внушительные габариты позволяют беспрепятственно преодолевать длительные расстояния, передвигаясь по корням деревьям, камням и многочисленным склонам. Для повышения уровня безопасности, каждый велосипед горного типа оснащен специализированной тормозной системой.

Дорожные типы моноциклов предназначены для езды в условиях городских дорог. Диаметр колеса варьируется от 26 до 36 дюймов. Большие колеса оптимизируют процесс передвижения и делают его более комфортным.

Существуют и другие разновидности унициклов, в частности жираф (высота конструкции достигает 3 метров), кенгуру (педали расположены в одну сторону), ультимейт (конструкция без седла и рамы) и многие другие. Подобрать оптимальный тип нестандартного транспортного средства не сложно, главное определиться с его назначением и выбрать модель согласно личным предпочтениям.

Одноколесный велосипед является универсальным тренажером, который позволяет ездоку развить чувство равновесия, координацию движений. Люди, которые предпочитают езду на одноколесных велосипедах, намного проще осваивают горные лыжи, ходьбу по натянутому канату, сноуборд, а также быстрее учатся ездить на заднем колесе обычного велосипеда или мотоцикла.

Одноколесный велосипед - как называется такое средство передвижения?

Правильное название одноколесного велосипеда - уницикл. Когда человек слышит это определение впервые, в его воображении обычно возникает какое-то неимоверно сложное средство передвижения. Хотя каждый из нас неоднократно видел «младших братьев» современных унициклов во время цирковых представлений. Велосипеды, которые состоят из сиденья, пары педалей, а также единого колеса и представляют собой по определению унициклы.

Насколько сложно ездить на уницикле?

Освоить одноколесный велосипед не намного сложнее, чем обычный, особенно если за дело берется бывалый велосипедист. Причем здесь лишь немногое зависит от правильного балансирования. Для передвижения наезднику необходимо своевременно парировать периодически возникающие отклонения, выполняя микродвижения сиденьем, которое выступает здесь своеобразным рулем. Свою роль в изменении положения и направления движения играет также управления педалями.

Вопрос безопасности

Глядя на устройство одноколесного велосипеда, можно подумать, что ездить на таком средстве передвижения крайне небезопасно. Однако в реальности кататься на уницикле в несколько раз безопаснее, чем на двухколесных велосипедах.

Что обычно происходит во время попадания переднего колеса двухколесного велосипеда в углубление при движении на большой скорости? Зачастую наездник перелетает через руль, после чего на него со всей силой обрушивается вес велосипеда. Оказавшись в такой ситуации, наездник уницикла имеет возможность попросту соскочить с сидения вперед, продолжив, таким образом, инерционное движение. Причем происходит это машинально, естественным образом. Поэтому травмы при езде на одноколесных велосипедах получают лишь любители экстрима.

Преимущества уницикла

Одноколесный велосипед способен стать не только находкой для опытных любителей велоспорта, которым уже недостаточно адреналина. Использоваться такой вариант может для удобного передвижения в условиях многонаселенного города с загруженным трафиком.

Помимо прочего, современные унициклы обладают следующими преимуществами:

  • такие велосипеды максимально компактны, что позволяет удобно размещать их в любом свободном углу;
  • при необходимости из уницикла можно сделать импровизированный одноколесный, надежно присоединив его к двухколесной модели с помощью подручных средств;
  • с унициклом можно без проблем зайти в гости, посещать магазины, кафе, развлекательные заведения, офисные помещения, не только брать его с собой, но и пользоваться им в метро, заносить в общественный транспорт (причем оплачивать проезд с моноциклом не требуется, так как расценивать его можно в качестве отдельной части полноценного велосипеда);
  • одноколесный велосипед абсолютно безопасен для своего владельца, необходимо хорошенько постараться, чтобы получить повреждение или травму даже на этапе обучения катанию на уницикле;
  • ввиду высочайшей маневренности и незначительной массы, одноколесные модели велосипедов безопасны для пешеходов;
  • при желании можно сделать одноколесный воспользовавшись старыми запчастями от обычного, двухколесного.

Где разрешено ездить на уницикле?

Представители автоинспекции классифицируют одноколесные велосипеды, как нечто среднее между обычным пешеходом и Официально унициклы не относятся к транспорту и поэтому не должны передвигаться по дорогам общего пользования, подчиняясь правилам движения, установленным для автомобилей.

Ездить в городской черте на уницикле желательно по тротуарам, осуществляя аккуратное движение и выполняя безопасные для окружающих маневры.

Как научиться кататься на уницикле?

Чтобы приобрести навыки уверенной езды на одноколесном велосипеде, требуются тренировки. Начинать желательно с наиболее простых упражнений, не забывая о необходимости использования защитной экипировки: шлема, наколенников, перчаток, налокотников, прочего.

Научиться ездить на уницикле можно благодаря регулярным тренировкам, которые состоят из нескольких этапов:

  1. Сначала необходимо научиться держать равновесие. Использовать для этого можно как современный, так и старый одноколесный цирковой велосипед. Помогать удерживать тело в вертикальном положении может товарищ. Как вариант, можно опираться на стену или надежные опоры. Главной задачей при этом становится приобретение максимально устойчивого положения, находясь в сиденье без движений назад и вперед.
  2. Как только будет выработана уверенная стойка, можно переходить к следующему этапу обучения - передвижению. Чтобы начать движение на уницикле, достаточно легкого, практически неощутимого наклона в необходимую сторону. Одновременно следует начать вращать педали в том же направлении. Скорость движения можно регулировать, касаясь покрышки колеса подошвой ноги.
  3. Третьим этапом является обучение разгону, удержанию скорости и торможению. Чем больше наездник уницикла наклоняет собственное тело вперед, тем с большей скоростью ему придется крутить педали, чтобы сохранить равновесие. Несколько снизить скорость движения поможет наклон корпуса назад. В целом же, нужно уметь находить баланс между телодвижениями и перемещением уницикла.

Естественно, для уверенного и даже виртуозного управления одноколесным велосипедом требуется немалая настойчивость, хорошая сила воли и, конечно же, практика. Ведь без присутствия особого энтузиазма, последовательных попыток и значительных усилий даже научиться кататься на роликах удается далеко не каждому.

У меня был старый поломанный велосипед и я решил, что из него можно собрать неплохой одноколёсный велосипед.

Сделать уницикл своими руками можно двумя способами:

  • с цепной передачей на базе заднего треугольника;
  • с прямым приводом на базе передней вилки с использованием специально изготовленных подшипников.

Так как я не люблю делать всё с нуля, то я хотел найти готовую инструкцию по сборке одноколёсного велосипеда. Но к сожалению в интернете не удалось найти такую инструкцию, в которой бы использовалась передняя вилка с цепью.

При этом может возникнуть проблема недостаточной и для снятия колеса придётся размыкать цепь. Итак, давайте приступим к сборке самодельного уницикла.

Шаг 1: Компоненты и инструменты, необходимые для сборки уницикла.


  • ключ-шестигранник на 6 мм (чтобы снять );
  • разводной гаечный ключ (чтобы снять вилку);
  • гаечный ключ 15 мм (для колёс);
  • инструмент для снятия шатунов;
  • тиски для растяжения вилки;
  • ножовка по металлу (чтобы разрезать раму);
  • полукруглый напильник;
  • инструмент для размыкания цепи;
  • сварочный аппарат.

Шаг 2: Вырезаем компоненты для самодельного одноколёсного велосипеда.


Сперва необходимо подготовить компоненты, из которых будет собираться самодельный одноколёсный велосипед.


Снимите вилку и зажмите её в тисках.


Это нужно, чтобы она подошла под заднее колесо.

Затем отрежьте от каретки всё лишнее за исключением подседельной трубы. Более тщательно зачистить раму можно будет позже.

У нас получилось два компонента, из которых и будет состоять будущий одноколёсный велосипед.

Шаг 3: Подготовка к сварке.

Два компонента будущего уницикла сперва нужно просто соединить.


Счистите напильником краску с каретки.


С помощью полукруглого напильника в верхней части трубы вилки вырежьте гнездо, чтобы в него поместилась каретка.


Ось каретки должна находиться на одном уровне с осью колеса, чтобы линия цепи оставалась прямой.

Шаг 4: Сварка компонентов уницикла.


Зафиксируйте надёжно два компонента с помощью кирпичей и зажимов.


Я использовал дуговую сварку (электросварка электродом), хотя она не совсем идеально подходит для сварки . Она больше предназначена для заваривания отверстий.

Я аккуратно сварил компоненты.


После этого я проверил надёжность сварки — зафиксировал оба конца сборки и стал на неё по центру. К сожалению сборка раскололась на две части.


Чтобы повторить сварку, пришлось бы заново зачищать поверхности напильником.


Вместо этого я просто немного подрезал конец трубы.


Со второй попытки у меня всё получилось!

Шаг 5: Изготовление звезды (необязательный этап).


У обоих звёзд уницикла должно быть одинаковое количество зубцов, чтобы создать фиксированную передачу. В ином случае на одноколёсном велосипеде будет слишком сложно ездить.


На самой большой звёздочке на заднем колесе 28 зубьев.


К сожалению на велосипеде доноре было только две передние ведущие звезды.


На большинстве велосипедов устанавливается три ведущие звезды, самая маленькая из которых имеет 28 зубцов. Она бы подошла идеально.

Поэтому пришлось импровизировать.

Я снял самую большую звезду с другого старого велосипеда.


Чтобы снять звезду, нужно только немного ударить по стопорному кольцу против часовой стрелки.


Затем я обрезал переднюю звезду и приварил к ней звезду с 28 зубьями.

При сварке она немного деформировалась. Пришлось её выпрямить с помощью разводного гаечного ключа.


Шаг 6: Создание фиксированной передачи.


В отличие от большинства велосипедов у уницикла отсутствует трещотка — у него фиксированная передача.

Существуют более аккуратные способы отключить трещотку, чтобы получить фиксированную передачу. Её пришлось просто заварить, так как несмотря на затягивание конусов сохранялся существенный люфт.

Шаг 7: Установка цепи.


Я укоротил цепь, но размер оказался неточным на половину звена. Даже половины звена может быть достаточно, чтобы цепь оказалась слишком большой или наоборот слишком маленькой.


Ситуация казалась тупиковой.


Я попытался изготовить деталь на базе переключателя скоростей и крепления , но это не сработало.


Я покопался в своих инструментах и нашел половину звена меньшей длины, которая осталась с проекта .


Это сработало, но цепь всё равно постоянно слетала.


Нужна было установить какую-то регулировку колеса, которой не было на передней вилке.


Шаг 8: Установка регулируемого дропаута.


Я решил добавить дропауты с задней части рамы.


Чтобы перед сваркой прикрепить дропауты к вилке, я просто скрепил их болтами через уже существующие отверстия (смотрите фотографию).


Это сработало. Я аккуратно приварил дропауты вместе с болтами.

Шаг 9: Проблема слетания цепи.


Установка дропаутов прошла успешно, но цепь все ещё продолжала слетать независимо от степени её натяжения.

Вероятно это происходило из-за:

  • деформации звезды;
  • люфта звёзд, возникающего при ;
  • зубцов на звезде Hyperglide, которые выточены неравномерно;
  • ведущая звезда не находилась в одной плоскости с задней звездой.

Выпив чашечку чая, я вспомнил, что у меня был ещё один комплект ведущих звёзд, правда очень старый, но зато рабочий. Самая маленькая ведущая звезда имела 28 зубьев. Она заработала сразу. Как же я не вспомнил о ней ранее?

Шаг 10: Тестирование самодельного уницикла.

Итак, нам удалось собрать одноколёсный велосипед своими руками и он работает! После нескольких попыток мне удалось забраться на него. Я попробовал прокатится на уницикле и мне понравилось. Я доволен работой.

На обычном уницикле самое худшее, что может произойти, так это падение вперёд на ноги. На этом самодельном уницикле я чуть не грохнулся на спину. Скорей всего проблема конструкции , которая не подходит для одноколёсного велосипеда.

Вообще, по части физической нагрузки я пока не вижу конкурента унициклу. Велосипед — нагрузка меньше. Бег — близко, но, лично мне бегать неинтересно, и в жизни я бы не набегал столько, сколько накатал на уницикле. Разного рода тренажеры и прочие платные вещи не рассматриваем.

Уницикл как транспортное средство. Да, да, уницикл хорош тем, что на нем можно тренироваться и одновременно куда-то двигаться. Причем, это можно делать начиная с довольно раннего уровня владения навыком. Средняя скорость будет поначалу выходить чуть ниже скорости пешехода, но вскоре она с ней сравняется, а потом станет выше в разы. Сейчас средняя скорость движения на уницикле у меня составляет около 9 км/ч с учетом периодических проводок пешком на перекрестках и в сложных местах.

Таким образом, я могу сказать, что именно на тренировку, не совмещенную с другой полезной деятельностью, я затратил за все эти месяцы достаточно мало времени, т.к. бОльшую часть пройденных на уницикле километров я прошел по дороге куда-либо. Фактически, улучшение навыка явилось бонусом к преодолению расстояния до целевой точки.

Об эпатаже, привлечении внимания и новых знакомых. Ну, здесь вопрос личных предпочтений. Некоторые люди со мной не согласятся, т.к. считают ненормальным делать что-то, выделяющееся из общего тренда, а если даже допускают, то считают, что это надо делать, не привлекая внимания. Ну, что ж, им путь на уницикл заказан, т.к. невозможно проехать на нем по улице, не собирая на себя взгляды абсолютно всех прохожих.

Лично мне это нравится по ряду причин. Во-первых, наблюдать за реакцией людей мне интересно. Во-вторых, по этой реакции можно вычленить единомышленников и интересующихся. Есть хороший шанс найти в их числе тех, с кем ты на одной волне.

Свежий пример: сегодня меня остановил парень, который, как выяснилось, тоже обладает унициклом. Обменялись контактами.

Как я учился кататься на уницикле

Я не буду пытаться написать всеобъемлющее руководство по обучению, просто опишу мой вполне позитивный опыт.

Начало

Мучительные попытки сесть на одноколесного коня и хотя бы чуть-чуть подвигаться вдоль стены, не заваливаясь ни в одну из четырех сторон. Именно здесь, в самом начале, начинает преследовать мысль, что научиться ездить на этой штуке невозможно, и не лучше ли бросить дурацкую затею?

В ходе безуспешных попыток поехать выявилось два способа обучения:

  • езда по стенке;
  • езда с палками.

Разницы по эффективности между этими способами нет.

Езда по стенке плоха тем, что привязывает тебя к местам, где подходящая по качеству дорога идет рядом со стеной или забором. Далеко не везде есть такие места.


Езда с опорой на палки освобождает от необходимости искать опору. С ними, в принципе, можно проехать достаточно большие расстояния, еще не обладая навыком свободного катания, а будучи способным преодолеть без остановки от силы 5-10 метров.

Стеночный и палочный методы лучше чередовать, чтобы не возникало привыкания к какому-то одному из них.

Так я и катался. Сначала получилось сделать один-два оборота педалей без опоры, потом стали случаться “проблески”, во время которых я пролетал две-три секции забора. И вот, в один прекрасный момент, я вдруг проехал весь забор, ни разу к нему не прикоснувшись. И это была победа.

Тут-то и обнаружилось такое явление как…

Эффект забора

Суть эффекта состоит в том, что уже научившись более-менее сносно кататься без опоры, я продолжал мысленно тяготеть к забору, не будучи в состоянии отъехать от него дальше. Стоило мне оказаться от прутьев ограды на расстоянии, превышающем длину моей руки, вся уверенность куда-то пропадала, и я спрыгивал.

Аналогичная ситуация возникала при достижении конца забора. Вот, казалось бы, я совершенно нормально ровно еду, ничего не касаясь руками. Прутья ограды мелькают справа от меня… и вдруг забор заворачивает под прямым углом, а я оказываюсь на пустом асфальтированном пространстве. Результат — моментальная потеря устойчивости и падение.

Эффект забора и сейчас иногда тяготеет надо мной, когда я стартую от какой-нибудь стены. Теперь он уже не приводит к падениям, но вот эта мысленная привязка: тело какое-то время сохраняет легкий наклон, а рука так и хочет еще разочек оттолкнутья, хотя, на самом деле, система уже вышла на стабильный режим и ни в какой поддержке извне не нуждается.

Похожее явление наблюдается и в отношении палок. Много раз ловил себя на том, что, имея их в руках, я пытаюсь опираться при любом удобном случае, в том числе, и когда в этом нет никакой необходимости.

Эффект чужого уницикла

Этот момент стал переломной точкой в моем обучении: из Москвы приехал мой друг ДенисАнатолич, тот самый, с чьей подачи я когда-то купил уницикл. Приехал он со своим унициклом. Маленьким, с 20-дюймовым колесом (мое — 24-дюймовое).

Разумеется, первым делом я попробовал покататься на чужой машине. Невероятно неудобно! Ноги бешено крутят педали, словно впустую, стартануть от стены получается только с 5-й попытки, короче, ужас.

Примерно такие же чувства испытывал ДенисАнатолич, пытаясь освоить мой уницикл.

Мы уперто протаскались с унициклами весь день, гуляя с ними и ходя по гостям. Немного освоились с чуждой техникой, и ДенисАнатолич уехал обратно в Москву.

Какое же невероятное наслаждение я испытал на следующий день, сев на свой 24-дюймовый уницикл! Сел и поехал с какой-то особенной легкостью. Я всем организмом ощущал, что катаюсь гораздо лучше, чем позавчера. Увереннее, спокойнее, с меньшими энерготратами и почти не виляя. Это действительно был качественный скачок.

Так что, друзья, тестирование чужих унициклов — дело чрезвычайно полезное.

Положение вещей на конец апреля 2014

Итак, с момента возвращения ко мне уницикла прошел примерно месяц, посмотрим, чему я научился.

  • стартовать от любой опоры, в т.ч. и на неровном или мягком грунте;
  • почти неограниченно двигаться по ровной дороге (как быстро, так и в прогулочном темпе);
  • преодолевать небольшие препятствия, не требующие подпрыгивания (канавки водостоков, крышки люков, низенькие бордюры);
  • поворачивать под углами от 90 градусов (стабильно);
  • поворачивать под острыми углами и разворачиваться (пока не отработано).

Иногда возникает странная проблема со стартом: нападает какой-то ступор, при котором я словно напрочь забываю все навыки. Раз за разом пытаюсь отъехать от какой-нибудь опоры, и падаю, падаю (см. видео, предупреждаю: ненормативная лексика присутствует! )

Спустя сколько-то попыток либо после смены опоры, это проходит. В чем причина — непонятно.

В целом, процесс катания на уницикле доставляет мне колоссальное удовольствие. Возвращаясь домой откуда-то я, зачастую, проезжаю еще квартал-другой чисто ради того, чтобы покататься.

Вот как-то даже заехал на такое мероприятие, как «Библионочь 2014», где получил легальную возможность покататься по залам библиотеки им. Пушкина.

О приобретении уницикла

Нужен ли мне уницикл? — Да, нужен, если такой вопрос, вообще, возник. Если вы уже катаетесь на роликах/скейтборде/BMX-е, занимаетесь фаер-шоу или жонглированием и не задаетесь вопросом “а зачем оно мне?”, то уницикл вам просто необходим.

Сколько стоит уницикл? — Диапазон цен очень широк, но нижняя его граница проходит по сумме где-то в 3-4 тыс. руб. В общем, как раз, как половинка велосипеда. К сожалению, покупая некий непонятный Нонейм, вы рискуете попасть в ту же ситуацию, что и я в начале этой статьи. Если посчитать мои затраты на бывший в употреблении уницикл (3000) плюс замену обоих шатунов (700) и втулки (1700), то мы получим, что он обошелся мне в 5400 рублей. За такую сумму можно было бы купить новый. Это мы еще не посчитали замену педалей, т.к. они у меня в хозяйстве имелись, а так это бы добавило еще рублей 600 и вывело итоговую цену на рубеж 6000 рублей.

Где купить уницикл? — В глухой провинции — нигде, по крайней мере, на данный момент. Придется за ним ехать или заказывать из столиц.

Какой диаметр колеса брать? — Я, будучи образцовым куликом, который свое болото хвалит, конечно же, рекомендую 24 дюйма. По слухам, учиться на 20-дюймовом колесе проще. Но, если вы планируете использовать уницикл не только как спортивный снаряд, а и как транспортное средство, то 24 дюйма — это минимум. Лично мне при движении по прямой этого катастрофически не хватает. Если основной упор будет делаться на трюки, то, да, 20 дюймов — подходящий размер. Я вот, например, собираюсь приобрести уницикл с еще большим диаметром колеса — 26 или 28 дюймов.

Что нужно иметь в дополнение к унициклу? — Здесь, как правило, рекомендуют какую-нибудь защиту. Ну, что ж, береженого Бог бережет, поэтому оспаривать не буду. Один раз я сильно ударился коленкой, и будь на мне наколенник, этого бы не произошло. Так что, шлем и наколенники лишними не будут. Говорю чисто теоретически, сам никакой защитой не пользовался.

Но вот что я рекомендую , так это сразу же поставить на уницикл велокомпьютер . Зачем это нужно? Для статистики! Чтобы потом можно было точно сказать, что такой-то результат был достигнут за столько-то часов тренировки и столько-то пройденных километров. Не знаю, как вам, а мне это было бы очень интересно, но, к сожалению, поставить на уницикл велокомпьютер я догадался только вчера.

Про обучение

На эту тему существуют целые трактаты и тысячи роликов на youtube, поэтому еще и мне писать свой туториал смысла, наверное, нет. Впрочем, мои инструкции отличаются краткостью, так что вряд ли вас утомят (если уж вы дочитали до этого места…).

По пунктам обучение выглядит следующим образом:

Однократно: регулируем седло, чтобы в нижнем положении нога была относительно прямая (насколько именно прямая — решать вам). В принципе, я учился при слишком низком седле, что сказывается на повышенной утомляемости. Слишком низкое седло также плохо тем, что провоцирует постоянно привставать на ноги, а это мешает обучению.

  1. Садимся на уницикл держась за стенку.
  2. Пытаемся покататься чуть взад-вперед.
  3. Пытаемся двигаться вдоль стенки.
  4. Делаем то же самое с палками.
  5. Если не получилось поехать самостоятельно, повторяем шаги 1-4.

В общем, если тренироваться, все получится само, однако имеет смысл следовать следующим рекомендациям:

  • спина должна быть прямая и находиться на одной линии с подседельным штырем;
  • в седле надо сидеть всем весом, а ноги должны только крутить педали;
  • нормальное положение при движении — легкий наклон вперед;
  • педали нужно крутить быстро, и их не нужно бояться крутить, т.к. на скорости держать равновесие гораздо проще.

У среднего человека от начала до отрыва от забора проходит 5-10 часов тренировки. Именно так было у меня. Точную цифру назвать не могу, т.к. не засекал. Имейте в виду эти цифры, и не бросайте тренировку, если через пару часов у вас так ничего и не вышло.

Как только начало что-то получаться — пытайтесь кататься по городу. Это гораздо интереснее бесконечного курсирования вдоль одного и того же забора. Сочетание обучения с дорогой по делам — идеальный вариант.

Для полноценного владения унициклом как транспортным средством помимо, собственно, катания и поворотов, нужно овладеть еще двумя навыками:

  • стартом без опоры;
  • запрыгиванием на бордюры.

Но это совсем другая история, и мне до этого еще очень далеко, так что не буду забегать вперед.

Вот, пожалуй, и все. Я считаю, что для базового обучения катанию на уницикле в более подробных инструкциях нет никакой нужды, да и те, что есть, можно заменить одним единственным словом. И слово это “тренируйтесь”.

Тренируйтесь, и, я обещаю, вы будете щедро вознаграждены!

Где в Тамбове тренироваться?

Для тренировки прямолинейного движения удобны малоэтажные относительно безлюдные в вечернее время улочки, типа Базарной (от Интернациональной на юг) или Карла Маркса (на том же участке). Здесь хорошие ровные тротуары, идущие вплотную к домам и заборам, так что не возникает проблем с поиском опоры для старта.

В качестве тренировочной площадки очень удобен участок тротуара напротив магазина “Флешка”. Здесь имеется три крыльца, снабженных пандусами с перилами, и еще одно крыльцо за углом здания, что позволяет курсировать от одной опоры до другой и тренировать повороты.

А вот места возле памятников, облюбованные скейтерами, роллерами и BMX-ерами, для начинающих унициклистов крайне неудобны, т.к. подходящих точек опоры там практически нет.

Это все касается именно тренировки. Когда средняя длина одного пробега начинает исчисляться сотнями метров, а для старта нужна уже не стенка, а любой столбик или деревце, маршрут движения можно выбирать практически любой.

История освоения: продолжение

Статья здесь подошла к логическому завершению, однако, освоение уницикла продолжается. Все дальнейшие свершения я буду фиксировать далее.

Прогресс на октябрь 2014

На октябрь 2014 к перечисленным выше навыкам добавились:

  • повороты под острыми углами, разворот в пределах тротуара, нарезание кругов небольшого радиуса;
  • запрыгивание на уницикл без опоры.

Остальные навыки, естественно, хорошо закрепились.

Избавление от забора или как я освоил фри маунт

Как водится, поначалу сама по себе возможность забраться на уницикл без дополнительной опоры выглядела чем-то совершенно нереализуемым. Но время шло, я катался и периодически обнаруживал, что теперь могу проехать не только по идеально ровной дороге, но и по выщербленному асфальту, и кое-где по грунту.

Никаких особых рекомендаций по тренировке дать не могу, все ясно из видео. Я делал это из положения «седло между ног, нога на левой педали, педаль внизу». Основная проблема при старте — первые доли секунды, когда ты стоишь на месте, и главное — тронуться. Малейшее промедление, и равновесие потеряно. Лечится очень просто — тренировкой.

После первой удавшейся попытки была предпринята серия чисто тренировочных выездов со спешиванием и запрыгиванием через каждые несколько метров. Ну, а дальше — все просто, смотрим видео:

По мере тренировки количество успешных попыток постепенно возрастало и на октябрь 2014 составило заметно больше 50%. Также, как и с маунтом от стенки на начальном этапе, иногда случаются странные провалы, когда запрыгнуть не получается, хоть ты тресни. Есть предположение, что по мере наработки навыка проблема исчезнет.

Вместо заключения

Статья еще будет дополняться, а пока вместо заключения предлагаю вашему вниманию унициклический видеоклип под дивную музыку группы «Несчастный случай».

Это часть плейлиста, включающего все мои видеоролики, имеющие отношение к теме статьи.

Для его сборки автор решил использовать старый велосипед. Унициклы бывают нескольких видов, с прямой передачей и с цепной. При использовании прямой передачи в качестве основы выступает передняя вилка, а при использовании цепной в ход идет задний треугольник. Автор же решил собрать уницикл на базе цепной передачи, что у него вышло, читаем дальше.

Материалы и инструменты для самоделки :
- старый велосипед;
- ключ, чтобы снять руль (шестигранник на 6 мм);
- разводной ключ, чтобы снять вилку;
- гаечный ключ на 15 (под колесные гайки);
- все необходимое для снятия шатунов;
- тиски (для растяжения вилки);
- ножовка по металлу или другой инструмент, чтобы резать раму;
- напильник (полукруглый);
- инструменты для размыкания цепи;
- сварка.



Процесс изготовления одноколесного велосипеда:

Шаг первый. Добываем необходимые элементы
Сперва велосипед придется разобрать, а местами и разрезать, чтобы добыть необходимые элементы. Первым делом снимается вилка, ее нужно зажать в тисках. Затем берется большой рычаг (подойдет лом) и с помощью него вилка расширяется до 130 мм. Это делается для того, чтобы в нее могло зайти заднее колесо.





Затем нужно поработать болгаркой или ножовкой. От каретки нужно отрезать все лишнее, должна остаться только труба, на которой находится сидение. Более тщательно детали будут зачищаться позже. В итоге должны получиться две детали, из которых в будущем и будет собираться одноколесный велосипед.



Шаг второй. Подготавливаем элементы к сварке
На первом этапе два элемента рамы велосипеда нужно просто соединить между собой.


Сперва с каретки нужно счистить краску.


Далее берется полукруглый напильник и с помощью него в верхней части трубы нужно вырезать гнездо, чтобы оно по диаметру подходило к каретке.


Теперь две оси нужно совместить между собой, они должны находиться на одном уровне относительно оси колеса. В итоге линия цепи должна быть прямой.



Шаг третий. Работа сваркой
Перед тем как приступить к свариванию элементов, их нужно тщательно зафиксировать на одном уровне при помощи кирпичей и зажимов.



Сваривал автор обычной дуговой электросваркой, хотя она не очень подходит для подобных целей. Ей лучше всего заваривать отверстия.


В итоге элементы были аккуратно сварены между собой.


После этого нужно проверить конструкцию на прочность, для этого автор встал на конструкцию по центру, она тут же развалилась. Чтобы заново сварить детали, пришлось опять поработать напильником.






Со второй попытки сварки удалось достичь хорошей прочности конструкции.

Шаг четвертый. Изготовление звездочки (не обязательно)

Чтобы сделать фиксированную передачу, обе звездочки уницикла должны иметь одинаковое количество зубьев. В противном случае ездить на таком велосипеде будет очень тяжело.




На большинстве горных велосипедах задняя самая большая звездочка имеет 28 зубьев, в то время как самая маленькая передняя имеет также 28 зубьев, в итоге получается идеальная конструкция, не требующая больших доработок. У автора же спереди было установлено только две звездочки, поэтому пришлось немного помучиться.












В итоге с другого велосипеда была снята задняя самая большая звездочка и приварена к шатуну. При сварке есть диск деформации, автор боролся с этим при помощи разводного ключа.


Шаг пятый. Как сделать фиксированную передачу
Уницикл отличается от обычных велосипедов тем, что у него отсутствует трещотка. Чтобы ее заблокировать, автор использовал сварку. Но есть и более аккуратные способы это сделать.



Шаг шестой. Устанавливаем цепь
Цепь нужно будет укоротить, но у автора вышло так, что размер оказался неточным на половину звена. В такой конструкции даже половина звена может сыграть ключевую роль, цепь будет либо плохо натянута, либо ее и вовсе не удастся установить.






Автор пробовал сделать некий натяжитель на базе старого переключателя передач и крепления отражателя, но такая конструкция не сработала. Любые попытки стабилизировать цепь приводили к тому, что она слетала.
В итоге нужно было переделать переднюю вилку таким образом, чтобы цепь можно было натянуть.








Шаг седьмой. Создание регулируемого дропаута
Чтобы цепь можно было натягивать, автор решил установить на переднюю вилку дропауты с задней вилки. Чтобы перед сваркой надежно зафиксировать их к раме, автор использовал боты с гайками. Далее они привариваются вместе с болтами к раме.

Top