Кто ходил с абрамовым на эверест. Реальное приключение

Многих потрясла смерть британца Дэвида Шарпа. Этот спортсмен отправился на покорение вершины с минимумом снаряжения, без партнёров и без радиосвязи. Он даже местным проводникам (шерпам) не сообщил о своей одинокой экспедиции, отправившись на Эверест со старинной экипировкой, будто делая вызов судьбе. 14 мая он взял вершину, но спуститься с неё уже не смог. Обессиленный, он спрятался в пещере у подножья Эвереста. Более сорока альпинистов равнодушно прошли мимо него, но помощи почему-то не оказали. И Дэвид Шарп погиб. Это была не единственная смерть того мёртвого сезона.

Другим любителем острых ощущений оказался австралийский альпинист и писатель, пятидесятилетний Линкольн Холл. Своё первое восхождение на Эверест он совершил ещё в далёком 1984 году, когда в составе первой австралийской экспедиции дошёл до подножия Эвереста, но затем был отправлен в лагерь для связи, лишившись чести называться покорителем этой вершины. А в 2006 году Линкольн Холл вернулся на гору, чтобы словом и делом поддержать своего 15-летнего земляка Криса, совершавшего одиночное восхождение на Эверест. Но 15-летний альпинист сорвался со скалы (к счастью, без серьёзных травм) и вынужден был вернуться на базу. А Линкольн Холл со своим товарищем Томасом Вебером отправился на вершину. Надо отметить, что немец Томас Вебер считался альпинистом-экстремалом. У него было очень плохое зрение, но всё же решился на восхождение.

Вечером 25 мая 2006 года группа альпинистов в следующем составе – Линкольн Холл, Томас Вебер и голландский проводник и инструктор Гарри Кикстра – с пятью носильщиками-шерпами отправилась на покорение Эвереста. Внизу с этой группой держал связь российский альпинист Александр Абрамов. Погода, кстати, стояла просто изумительная, и ничто не предвещало беды. А когда альпинисты добрались до отметки 8 300 метров, два носильщика с запасом кислородных баллонов остались у подножия Эвереста, чтобы самим совершить восхождение налегке. На следующее утро спортсмены взяли Эверест. Но Вебер на вершине полностью потерял зрение и лишился возможности двигаться с альпинистами, о чём в лагерь по рации сообщил Кикстра.

И тогда группа решила отправить Вебера вниз с двумя шерпами. Иного выхода альпинисты просто не видели. Но беда не приходит одна. Ещё через полчаса шерпы заметили нечто странное в поведении самого Холла. Временами у него случались приступы галлюцинаций и полного бреда. И это на высоте 8 800 метров. На большой высоте у Холла неожиданно случился отёк мозга. Положение группы становилось абсолютно критичным. Всё это время шерпы держали связь с лагерем внизу. Спускаться с Эвереста с таким балластом становилось всё сложнее. В конце концов, Холл полностью потерял возможность самостоятельно передвигаться.

Ещё хуже дело обстояло у другой тройки из этой же группы. Веберу становилось всё хуже и хуже. Немец внятно и чётко произнёс последнюю в своей жизни фразу: «Я умираю», – и тут же потерял сознание. Около часа дня Вебер умер. И тогда голландец Гарри Кикстра отправил одного из своих носильщиков-шерпов на помощь группе, где пропадал Линкольн Холл. Но и там дела продолжали ухудшаться. Австралиец чувствовал себя всё слабее. Он даже бредить перестал, а шерпы решили, что он умер, так как полностью перестал подавать признаки жизни. Носильщики передали эту новость вниз на основную базу, где Александр Абрамов предложил всем спускаться вниз налегке, оставив мёртвое тело Линкольна Холла на высоте 8 300 метров, чтобы вернуться за ним позже со специальной бригадой.

Новость о смерти Томаса Вебера и Линкольна Холла тут же облетела весь мир. В Интернете в тот же вечер Международная ассоциация альпинизма сообщила о трагической смерти двух опытных спортсменов, разместив на официальном сайте их некрологи, краткие биографии и фотографии. Супруге Линкольна Холла была выслана срочная телеграмма, где ассоциация альпинизма выражала ей свои искренние соболезнования.

На следующее утро в 7 часов группа альпинистов в составе Дэниеля Мазура (США), Эндрю Браша (Канада), Майлза Осборна (Великобритания) и шерпа Джангбу (Непал) вышли на восхождение Эвереста по маршруту несчастной экспедиции Гарри Кикстры. Позже Дэн Мазур описывал случившуюся с его группой нежданную встречу: «На высоте восемь с лишним тысяч метров мы неожиданно увидели невообразимую картину. На расстоянии около одного метра от бездонного обрыва (около тысячи метров), под звук метели , сидел полуголый человек. Но живой! Похоже, что он пытался снять с себя тёплую рубашку. Его горный комбинезон был наполовину расстёгнут. На этом призраке не было шапки, рукавиц, кислородной маски, при нём мы не обнаружили даже ледоруба, матраса, спального мешка, воды и пищи. Но он был живой, хотя накануне вечером нам сообщили, что Линкольн Холл мёртв! Это было невероятно. Холл был адекватен и даже бодр. Нас он приветствовал фразой: «Думаю, вы удивлены встретить меня здесь».

Однако дело было не так прекрасно, как это представлял себе Дэн Мазур. Линкольн Холл всё время впадал в ступор и бредил. Узнав об этом, Александр Абрамов выслал на подмогу сразу 11 шерпов, которые, прихватив с собой кислородные маски и медицинские принадлежности, устремились на выручку безрассудному австралийцу.

Линкольн Холл вёл себя мужественно, ни на что не жаловался и даже пытался отправить группу Дэна Мазура на Эверест, чтобы не потерять эту возможность для осуществления мечты всякого альпиниста. Но альпинистам было не до рекордов и восхождений. Ведь Холла нашли на том же месте, где несколькими днями ранее погиб британец Дэвид Шарп, судьбу которого предрешило равнодушие десятков альпинистов.

В лагере Линкольна Холла встретил российский врач Андрей Селиванов, который обеспечил альпинисту всю необходимую и посильную помощь. Основными проблемами Линкольна стали (по словам Селиванова) острый психоз, дезориентация в пространстве, острый отёк головного мозга и гипоксия. Пальцы на его руках и ногах оказались обмороженными. Но сам Холл вёл себя беззаботно и весело: всё время шутил и подбадривал врачей. Линкольн Холл лишился нескольких фаланг пальцев на руках и ногах. На что остроумно ответил врачам: «Зато у меня появилась масса материалов для моей новой книги». Кстати, свою книгу Холл назвал «Я не должен был остаться живым».

С Александром Абрамовым, знакомым только по двум телефонным разговорам, встречаемся в его офисе «7 вершин», как старые знакомые (такой уж он общительный человек, хотя альпинисты все такие!), посему сразу переходим на «ты». Саша – самый большой спец в России по Эвересту – был на вершине шесть раз, и останавливаться не намерен.
Об этой самой высокой горе в мире и пошел разговор.

- Больше тебя никто в России на Эверест не взбирался…

Был шесть раз на вершине. Женя Виноградский говорит о пяти с половиной разах. Половинка – это подняться на 8 000 (метров – прим. ред.) У меня 14 экспедиций на Эверест и в каждой я до 8 000 доходил.

- Как все начиналось?

В первый раз меня взяли на Эверест в 1993-м. Были отборочные сборы, 3 января - восхождение на Эльбрус. Зимой Эльбрус - очень серьезное испытание. К тому же была непогода: валил снег, сильный ветер, сбивал с ног. Я ложился на склон, махал руками и ногами – чтобы восстановить кровообращение. Из 19-ти человек поднялись пятеро. Я в том числе.

- Почему не получилось взобраться на Эверест?

Хотя высотный опыт у меня был (пик Корженевской, пик Ленина), но недостаточный, потому что семитысячники отличаются от Эвереста, как… «Мерседес» от «десятки». Можно сказать, семитысячник – это дистанция 10 км, а Эверест – это марафон, 42 км.

- Так в чем была ошибка?

Я был очень сильный – это и была моя ошибка. Всю экспедицию бегал, всем доказывал, что я самый сильный и к концу у меня реально не хватило здоровья. Там я, кстати, познакомился с Николаем Черным, участником экспедиции Эверест-82. Нам говорили: «Вы – молодые! На вас вся надежда! Мы – старичье, ни сил, ни здоровья… Хватайте вещи, бегите наверх, ставьте лагеря! Вами гордится вся страна!» И мы молодые, как идиоты, бегали вверх-вниз. Кончилось это плачевно. Я с температурой 38 валялся в базовом лагере, а «старички», кряхтя, по тем палаточкам, которые мы поставили… Тогда больше половины экспедиции залезли, а мне не удалось. Я очень удивился. Это как… пришел, и – раз! - по мордасам получил! Не понял… Думал, что на этом карьера моя в высотниках закончилась – больше не возьмут.

Но через два года Виктор Козлов снимает фильм про Лхоцзе и берет меня главным консультантом. А гора эта и Эверест – соседи, это один маршрут, мне уже знакомый. Я понял, что это шанс залезть на Эверест. Хотел в нужный момент рвануть, без всякого «перми» (разрешения – прим. ред.). Я снимал, как герои идут на Лходзе, а сам нес в два раза больше, потому надо было тайно поднять пять баллонов кислорода и другое снаряжение. Но началась непогода, ни у кого палатка не улетели, только моя растворилась. Я перерыл все склоны на 7300. Пропал кислород, одна видеокамера… Может, это меня и спасло. Затея с Эверестом провалилась. А на Лхоцзе экспедиция поднялась, но погиб руководитель - Володя Башкиров. Он в этот сезон сходил на Эверест как гид, отдохнул две недели в Катманду, но потерял акклиматизацию. Вернулся в базовый лагерь, но как раз началась непогода, и ему не удалось восстановиться. До вершины дошел последним, а на спуске умер.

- Сердце?

Сердце - последнее, что выходит из строя. Начинается отек легких, мозга, ткани набирают влагу. Сердце – эту влагу отводит, но не справляется. Есть еще почечная недостаточность, может печень отказать, селезенка. Человек – очень сложный механизм. Где тонко - там и рвется. Если у человека СЛАБОЕ ЗРЕНИЕ – оно может подвести. Высота может спровоцировать астму, эпилепсию, язву…

- Но Башкиров то опытный мужик…

В этом году для него Лхоцзе был пятый восьмитысячник! Организм не выдержал. Потом Володя… Без бутылки пива я его не видел вообще никогда! Хотя высотники – это специфический тип альпинистов, многие не упустят повода выпить. Очень много курильщиков – курят пачками! Но на горе - боги! Объяснение вполне разумное. Организм их имеет постоянную кислородную недостаточность, натренирован к ней. Может даже это люди, которым требуется кислородная недостаточность! Как рыба плавает в воде, так альпинист ходит в горы. По себе замечаю, что в горах чувствую себя лучше, чем внизу. Может, это связано с тренировкой. Но уверен, переносимость высоты – это больше генетическое.

- Третья экспедиция…

После Лхоцзе я понял, что так дело не пойдет - надо делать свою экспедицию. И в 2000-м мне это удалось, я уже начал проект «7 вершин» и был достаточно известен как организатор. Я был настолько уверен в себе, но к большому удивлению на Эверест залез только один участник, причем, случайно. Мы попали в непогоду.

- А как же повезло тому чуваку?

Он болел всю экспедицию. Пока мы ставили лагеря - лежал, лечился. А когда все команды пошли и вернулись ни с чем, он: «Я попробую!» Поднялся в верхний лагерь и, как рассказывал: «В два часа ночи чувствую стих ветер, и пошел...» В половине второго был на вершине, на спуске, правда, все затянуло облаками, но дошел.

- А на сколько же из штурмового лагеря вы поднялись?

Да мы даже до этого лагеря не дошли! К тому же у меня разболелся зуб. Вот уж действительно, где тонко – там и рвется.

- Экспедиция №4…

После третьей думаю: да ну его к черту этот Эверест! А в 2002-м году Сергей Семенович Зон-Зам, руководитель компании «АльпИндустрия» пригласил меня к себе директором. И я предложил сделать проект «Команда приключения АльпИндустрия». Первую программу сделали на основании моих прежних поездок: Килиманджаро и так далее. А в 2003-м удалось найти альпинистов, которые заплатили за экспедицию на Эверест. Состав - сильнейший: из 12-ти человек – девять МС. Думал, на этот раз уж точно залезу! Но у нас было три шерпа, один заболел, второй не донес… В общем, надо идти наверх, а половины лагерей нет. Наверху только пять баллонов кислорода, а нужно 25. Но я взвалил на себя все, беру первую самую сильную команду, тащимся наверх. Попадаем в непогоду и… спускаемся. Как проклятье надо мной висит! Но опять два участника залезают (хотя пошли трое - один ослеп, поморозился). То есть по альпинистским меркам экспедиция очень успешная, флаг на вершине!

В 2004-м я опять собираю экспедицию. Ситуация странная. Клиенты: «Сам то ты был на Эвересте?» «Нет». Хотя было уже четыре попытки. И теперь уже ясно, что просто обязан залезть. И получилось! А дальше я начал уже делать экспедиции на Эверест ежегодно, это стало моей профессией.

- Но во второй раз ты поднялся только в 2007-м…

В 2005-м по дороге к тибетской границе, маоисты нам в машину по ошибке забросили гранату. И у меня в обеих ногах - осколки. На вертолете везут в госпиталь. Через неделю в команду вернулся. Поднялся даже на 8300, но недостаточная акклиматизация - меня попросили оставить кислород и валить вниз.

В 2006-м не поднялся, потому что погиб один участник – было не до восхождения. Человек сходил на вершину, спустился, заночевал на 7500, утром его разбудили, он не может стоять на ногах, медикаментозно поставили на ноги. Прошел 10 метров, упал и умер. Остался там. На Эвересте – тех, кто погибает ниже 7 000, можно спустить, а выше – нет. А потом, начиная с 2007-го, залезал на вершину во все экспедиции.

Наверху может капитально крышу снести от недостатка кислорода. У тебя были такие состояния? И как с этим бороться?

Никак нельзя бороться! В 2004-м поднялся на вершину, иду вниз, еще остается половина баллона. Жизнь прекрасна, высота – 8 300. Но слышу: «Нет ни у кого кислорода? Человеку плохо». «У меня есть! Вот баллон!» Отдаю, минут пять иду и… сажусь. И начинается сплошное мучение: проходишь одну веревку 50 метров и садишься. Отключаются силы. Потом начало сознание плыть. Мне кажется, что мы идем втроем: я, директор и «тот, кто давит на очки».
Это давит маска, но кажется, что - он. «Ты же обещал не давить!» «Стараюсь, но не получается!» Дальше вижу, как наяву: спускаемся на 7900, залезаем в палатку. Я: «Может, поедим»? Они: «Нет! Давай спать!» Я хочу пить. А у меня еще была проблема - крышка термоса примерзла (мороз ведь минус 30), открыть не смог и оставил термос наверху.
А без воды можно умереть от того, что слишком густая кровь. Сердце ведь не может гонять желе! Галлюцинации продолжаются. Я залезаю в мешок, холодно. «Застегнем спальник!». Они: «Не надо!» Утром просыпаемся.
Я: «Надо бы чай попить!» «Нет! Валим вниз!» Вот так и разговариваю с этими сказочными персонажами. Мой товарищ Дима Москалев – так же разговаривал со своими ногами. На 7900 проснулся и разговаривает, как будто это два человека. Обсуждает, какие ботинки надевать.

- Последнее. Почем сейчас стоит взойти на Эверест?

55 000 долларов с человека. Раньше было гораздо дешевле, потому что экономили на шерпах, на кислороде. В 2003-м было три шерпа на двенадцать человек, сейчас двенадцать. Раньше три баллона кислорода на человека, сейчас – шесть. В общем, все эти экспедиции дешевые кончались плохо. На вершину залезали кому повезет. Теперь гораздо комфортнее (баня, телевизор, интернет) и с громадной гарантией взойти и остаться живым.

- Раньше на Эверест шли альпинисты, теперь: заплатил и пошел?

Те, кто не имеет опыта, на Эверест со мной не пойдут! Если очень хотят - дам им десяток адресов фирм, которые их возьмут. Но к Эвересту мы готовим людей - есть программа от шести до десяти восхождений с нашими гидами.

Последняя активность: 07.02.2013, 11:21

Россия, Москва

Достижение: Мастер Спорта СССР

Возраст: 52

Дополнительная информация:

Мастер Спорта СССР по альпинизму, 41 год, профессиональный альпинист. Инструктор альпинизма, горный гид, высотный кинооператор. Председатель тренерского совета Федерации альпинизма и скалолазания г.Москвы.

Председатель Комитета ледолазания г.Москвы.

Зам. председателя Комитета ледолазания России.

Действительный член Русского Географического Общества.

Инициатор и руководитель нескольких известных проектов, таких как:

"7 вершин", "Лэндровер на Эльбрусе".

Занимается восхождениями и организацией экспедиций и соревнований уже 28 лет. Последние 19 лет - профессионально.

Совершил более 150 восхождений различной сложности.

Около 50 из них 5-6 к.тр.

Совершал восхождения в горах Чехословакии, Болгарии, Франции, Швейцарии, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, США, Аргентины, Индонезии, Танзании, Непала, Тибета, Крыма (Украина), Гвинеи, Аляски Австралии, Новой Зеландии.

Совершил более 50 зимних и летних восхождений на Эльбрус в роли гида.

Значимые восхождения за последние 20 лет

2010 г.- Руководитель новой успешной экспедиции на Эверест (8848м), Китай, Тибет.

2009г.- Руководитель успешной экспедиции на Массив Винсона(4897м) и на Южный полюс.

2008г.- Руководитель успешной экспедиции на Пирамиду Карстенс(4884м), Индонезия.

Руководитель успешной экспедиции на Массив Винсона(4897м), Антарктида.

2007г.- Руководитель успешной экспедиции на Массив Винсона(4897м), Антарктида.

Руководитель новой успешной экспедиции на Эверест (8848м), Китай, Тибет.

2006г.- Руководитель успешной экспедиции на Массив Винсона(4897м), Антарктида.

2005г.- Руководитель успешной экспедиции на Массив Винсона(4897м), Антарктида.

2004 г. - Руководитель новой успешной экспедиции на Эверест (8848м), Китай, Тибет.

Руководитель новой успешной экспедиции на Аконкагуа(6967m), Аргентина.

Руководитель экспедиции на Костюшко (2228m) и пик Кука (3800m), Австралия и Новая Зеландия.

2003 г. - Руководитель новой успешной экспедиции на Эверест (8848м), Китай, Тибет.

Руководитель успешной экспедиции на Арарат (5137m), Турция

2001-2002 г. Скальные и ледовые восхождения в Европе и Африке. Съёмки в программе Русский Экстрим. Начало создания Клуба 7 Вершин

2001 г. - Тренер Сборной команды Москвы - Чемпионов России.

2000 г. - Руководитель успешной экспедиции на Эверест (8848м), Китай, Тибет.

1999 г. - Руководитель восхождения на Чо-Ойю (8201м), Китай, Тибет - 3-е место на Чемпионате России

Руководитель восхождения на Кюкюртлю (4600м) по маршруту 6Б к.т. - 3-е место на Чемпионате России.

1998 г. - Восхождение на п. Хан Тенгри (7010м).

Чемпион Москвы по ледолазанию (скорость),

3-е место на Чемпионате России по ледолазанию (скорость),

Первое зимнее восхождение на в. Аксу (5400м), 6А к.т. - Серебряные медали на Чемпионате России в зимнем классе.

1997 г. - Руководитель зимнего восхождения на г. Ушба (4700м), маршрут 6А к.т.

Абсолютный чемпион г. Москвы по ледолазанию (скорость, трудность).

Участник экспедиции на г. Лхоцзе Средняя (8411м).

Руководитель альпинистской части успешного восхождения на г. Эльбрус на автомобиле “Land Rover”.

1996 г. - Руководитель восхождения на г. Аконкагуа (6970м), Южная Америка, Аргентина.

1995 г. - Руководитель восхождения на г. Килиманджаро (5900м), Танзания, Африка. Был пройден новый маршрут на Breach Wall.

Руководитель зимнего восхождения на г. Монблан (4810м), Шамони, Франция.

Руководитель первого русского восхождения на «Пирамиду Карстенс» (4800м), о. Папуа Новая Гвинея.

Руководитель восхождения на Эль Капитан, Йосемиты, США, по маршруту The Nose.

1994 г. - Начало проекта «7 Вершин». Руководитель успешной экспедиции на г. Мак-Кинли (6100м), США, Аляска.

1993 г. - участник экспедиции на г. Эверест (8848м), Непал, до высоты 8000м.

1992 - 1994 гг - профессиональный горный гид в турфирме «Пилигрим». Руководил около 10 групп фирмы “REI” (США) на Эльбрусе (5642м).

Руководил 3 группы из Германии и Австрии на п. Корженевской (7105м) и п. Коммунизма (7495м).

Готовил первую словацкую экспедицию к Северному полюсу, конные походы для “REI” на Кавказе.

1991 год - Чемпион СССР в зимнем классе - п. Свободная Корея (6А к.т.)

Серебряный призер Чемпионата Вооруженных Сил в высотно- техническом классе - п. Энгельса, 6510м (6Б к.т.)

Эверест долго проверял его на прочность, покорившись только с пятой попытки. Он никогда не останавливается на достигнутом, и за его плечами десятки других покоренных вершин. Он такой один, он - Александр Абрамов.

Из своих 53 лет Александр Абрамов 36 лет профессионально занимается альпинизмом. По его собственному признанию, непосредственно в горах он провел в общей сложности больше 10 лет своей жизни. Застать его на равнине и тем более в Москве - огромная удача. Это интервью мы записывали в течение нескольких дней, когда у Александра были свободные минуты в паузах между тренировками очередной группы, которую он готовил к восхождению на Эверест.

PERFECT: Александр, список ваших спортивных достижений по-настоящему впечатляет: многократный призер чемпионатов СССР, России, Москвы и даже Украины, мастер спорта, многократный покоритель Эвереста… Но ваши отношения с высочайшей точкой планеты складывались, мягко говоря, непросто. Помните, с какой попытки он вам покорился?
А.А.: Мы с Эверестом действительно присматривались друг к другу довольно долго. В 1991 году я стал чемпионом СССР, получил звание мастера спорта. В 1992 году меня впервые пригласили в российскую команду, которая готовилась к восхождению на Эверест. Над такими предложениями долго не раздумывают, потому что Эверест - это пик карьеры любого альпиниста. Отбор был жесточайший: из 19 кандидатов в команду в итоге попали всего 5 человек. Однако в тот год на Эверест я так и не поднялся, главным образом из-за недостаточно глубокого знакомства со спецификой Гималаев.
Следующая моя экспедиция в Гималаи была уже в 1997 году, и в ней я выступал в качестве оператора. Была 100-процентная убежденность, что по прошествии 5 лет, когда я изрядно заматерел и набрался опыта, Джомолунгма обязательно мне покорится, но откровенно не повезло с погодой, к тому же произошло трагическое происшествие с руководителем экспедиции.
Следующую попытку покорить Эверест я предпринял в 1999 году, собрав экспедицию, в которой гидом выступал уже я сам. Своей целью тогда мы выбрали не Джомолунгму, а шестую по высоте горную вершину мира - Чо-Ойю (8188 метров над уровнем моря). Сходили очень удачно (зашла вся команда), и это придало сил, уверенности в том, что на будущий год Эверест уж точно покорится.
В 2000 году мы довольно быстро нашли спонсорские деньги, организовали экспедицию, но ошиблись с погодой, к тому же у нас оказались абсолютно негодные шерпы. В результате из трех попыток восхождения успехом увенчалась только одна, когда один из членов нашей экспедиции все-таки покорил Эверест, но это опять был не я.
Следующая попытка восхождения состоялась в 2003 году, когда я возглавил первую в нашей стране коммерческую экспедицию, которая шла на Эверест на свои собственные деньги. Сказать, что было тяжело, - ничего не сказать. Экономить приходилось практически на всем, кроме безопасности. Сами устанавливали все промежуточные лагеря, сами таскали вещи (опять не повезло с шерпами). В тот год на вершину поднялись 3 человека из 12, и меня среди них снова не было.
А в 2004 году Эверест наконец-то решил сдаться. С пятой попытки. За следующие 13 лет я еще 7 раз поднимался на высочайшую вершину мира и покорил высочайшие горные пики всех континентов, включая Антарктиду, - как говорят в наших кругах, вошел в клуб покорителей семи вершин.

PERFECT: Если честно, просто фантастическая история для инженера по образованию, которому «светило» всю жизнь паять платы.
А.А.: Да, по диплому я ни много ни мало инженер -электрофизик, окончил Московский энергетический институт, но по специальности отработал 2 года и 2 месяца, после чего со скандалом ушел в горы и так больше и не вернулся.

PERFECT: Если оставить за скобками профессиональных спортсменов, то кого сильнее всего тянет в горы?
А.А.: Как правило, это уже добившиеся определенного положения в обществе мужчины в возрасте 40 лет или около того.
Вопрос финансового обеспечения семьи у них давно решен. Почти у каждого - стабильно работающий бизнес. Дети почти выросли. Квартира куплена, дача построена, выезд за рубеж - не проблема. Проблема найти точку на карте, где еще не был. И вот что такому человеку делать?
Строить еще один загородный дом, покупать пятый автомобиль, заводить очередного ребенка? Все это, конечно, неплохо, но уже было. И в какой-то момент и приходит мысль о том, что стоит попробовать что-то совершенно новое. Именно поэтому успешные и респектабельные люди вдруг начинают увлекаться парашютным спортом, участвуют в ралли и идут в горы.

PERFECT: Если говорить о восхождении на Эверест не как о спортивном достижении, а как о коммерческой услуге, сколько может стоить такой экстремальный опыт?
А.А.: Разброс цен очень большой. Можно найти предложение и за 15 тысяч долларов, и за 50, и за 100. Все отличие только в том, что первый продукт адресован профессиональным спортсменам, которые готовы оплачивать минимальный набор услуг, большую часть работы выполняя самостоятельно, второй - опытным альпинистам, которые тем не менее готовы доплачивать за комфорт, а третий - адресован альпинистам со стажем 2-3года, которые, однако, захотели безопасно покорить высочайшую точку планеты.

PERFECT: Наверное, самый неудобный вопрос из всех - о том, что в горах, по большому счету, каждый сам за себя. Склоны Эвереста, чем дальше, тем больше напоминают кладбище. Почему альпинисты зачастую проходят мимо погибающих или находящихся в трудной ситуации людей? Это невозможность помочь или нежелание подвергать себя дополнительному риску?
А.А.: Скажу исключительно за себя. Давайте смоделируем ситуацию. Я веду на вершину группу из 10 человек, каждый из которых по 3 года готовился к этому восхождению. Мы прекрасно экипированы, у нас есть кислород, проверенные шерпы, и вдруг на маршруте мы встречаем бедолагу, практически без ничего, который решил покорить Эверест в одиночку, условно говоря, в домашних тапочках, а теперь отдыхает на камне, осознав, что у него не осталось ни сил, ни возможностей ни дойти до вершины, ни спуститься вниз. Я понимаю, в какой ситуации он находится, но могу ли я сказать людям, которых я веду, что, ребята, сейчас мы все вместе несем этого горемыку вниз, потому что у него не было ни ума, ни денег как следует подготовиться к восхождению, а сами поднимемся как-нибудь потом? Разумеется, нет. Единственное, что я могу сделать и обязательно сделаю, - попробую оказать помощь попавшему в затруднительную ситуацию альпинисту на обратном пути.

PERFECT: Кого Эверест любит больше, мужчин или женщин? И как вы относитесь к тому, что женщины наравне с мужчинами рискуют жизнями и покоряют восьмитысячники?
А.А.: Лучше спросите об этом у Людмилы Коробешко, которая за свою альпинистскую жизнь покорила более 70 высочайших вершин мира, в том числе и Эверест. Горе, по большому счету, все равно, кто на нее взбирается. Главное: сильный человек или слабый, выносливый или нет, стрессоустойчивый или подверженный приступам паники. По своему опыту могу сказать, что порой женщины оказываются сильнее мужчин. Не девушки, а именно женщины. Казалось бы, тяжело невероятно, мужики уже наелись, задыхаются, из последних сил идут, а она еще молодцом держится. Спрашиваю, как так, тяжело же… А она отвечает: «Это рожать было тяжело, а тут пока терпимо»…