Для чего служит катушка. Как выбрать спиннинговую катушку

Выбирая себе палочку для ловли пятнистого хищника, можно просто поражаться разнообразию представленных в магазинах бланков. Тут тебе и именитые американцы и не менее именитые японцы, тут и немцы, и скромные корейцы. И совсем невероятный разгул китайских компаний и брэндов, половина из которых идет под собственными марками, копируя именитые брэнды, а вторая половина скромно копирует и названия брэндов тоже.

А вот если вам нужна катушка на , то практически ограничены в выборе парой японских брэндов, изготовленных в Малайзии, и парой брэндов американского происхождения, изготовленных в Китае. И все.

Пожалуй, только Шимано да Дайва в наших магазинах еще можно гарантированно использовать на щучьей рыбалке, остальное — голимый Китай.

Я не беру в расчет те непонятного назначения китайские катушки, которые заполонили собой рынок рыболовной продукции в последнее время.

Ведь если вы покупаете китайскую палку, то она четко позиционирована – эта , эта — для ловли на джиг, а эта – для дроп-шота.

А если вы покупаете катушку на спиннинг, то тут в среде китайских новобранцев полный хаос и неразбериха. Для чего эта катушка? Точно для ловли щуки? А может она для того, чтобы швырять ложки и ловить налима? А вот эта? Эта катушка на щуку? А по мне так она для того, чтобы отправлять кормушки, заправленные кашей на середину реки и сидеть, дожидаться поклевки жирного леща.

Ну, и вот скажите мне — куда я смогу использовать вот эту катушку? Как катушка на щуку она точно не пойдет.

Вот такая интересная ситуация. И чтобы разобраться с этими моментами, приходится для себя составлять список важных характеристик, которыми должна обладать катушка на щуку, чтобы выбрать изделие, подходящее именно для щучьей рыбалки. Потому что иногда китайский мульт с названием «PIKE HUNTER» вовсе для этой цели не подходит, что бы его название не обещало.

Щучья катушка на спиннинг – размеры

Здесь, вроде бы, должно быть все предельно ясно. Размер катушки на спиннинг для ловли щуки должен подбираться под размер самого трофея и под тест бланка, на который эта катушка будет ставиться.

  1. Предпочитаете ловлю на УЛ приманки – ваш размер катушки на спиннинг – 500-1000. Этот размер достаточно хорошо выдержит нагрузку при вываживании небольшого хищника и позволит корректно работать с минимальными весами приманок. Тест бланка, на который ставится катушка, при этом от 0 до 8 граммов (до13 граммов для микроджиговых бланков).
  2. Ловите шнурков и травянку до 1 кг весом и применяете воблеры и из «народного» диапазона 7-12 граммов – ваш размер катушки на спиннинг должен быть 1500 – 2500. такая катушка сможет хранить достаточное количество лески, и не будет утяжелять ваш бланк тестом 5-25 и 10-30 граммов.
  3. Ловите зубастых покрупнее, вес трофея до 5-7 кг – пожалуйте, ваша катушка на спиннинг должна быть размера 3000-3500. Ставится на бланк 10-30 и 15-45, а иногда и 15-60.
  4. Ну, а если вы рыболов – трофейщик и ловите мамок весом более 10 кг на , то вам положено иметь катушку размером от 4000 до 6000, и ставится такая красота на бланки 15-60, 20-80 и 20-120 граммов. Тяжело, неудобно, но при вываживании трофея не бывает лишней мощности бланка. Так же, как и резерва катушки на спиннинге, предназначенном для трофейной рыбы.

Или берите мультипликатор размеров 300-400, а то и 600 – вот уж где резервы так резервы.

Катушка для ловли щуки – количество подшипников

С количеством подшипников на катушки для ловли щуки, как обычно, ситуация хитрая.

С одной стороны, чем больше подшипников, тем лучше. И этим пользуются китайские производители, пихая везде, где надо и не надо, неимоверное количество шаров. Катушки с 12 шариковыми и 2 роликовыми подшипниками за 1000 рублей – это не кошмарный сон, это реалии рынка.

С другой стороны, подшипник подшипнику рознь. Можно ли сравнивать подшипник из высокопрочного сплава, изготовленный по технологии ARB, практически вечный, с подшипником из мягкого железа, который потеряет форму шара уже ? Конечно, нет.

А потому 1 качественный подшипник в катушке от известного производителя, пусть и с китайского завода компании, предпочтительнее, чем 10 подшипников в катушке, сделанной в сарае под Гуанчжоу.

Минимально, где должны быть подшипники в катушке на щуку, это:

  • 2 подшипника на оси рукоятки (не1 подшипник и муфта – это точно выработка и перекос).
  • 1 подшипник под шпулей.
  • 1 подшипник под роликом лесоукладывателя.
  • 1 роликовый подшипник на оси ротора.

Этого количества подшипников достаточно для катушки на спиннинг, который будет использоваться для ловли хорошей щуки.

Щучья катушка под плетенку

Не забываем, что при ловле щуки важно, чтобы ролик крутился ровно, без заеданий. При использовании плетеной лески надо предохранить ролик от пропилов. А значит, нам нужна специализированная катушка под плетенку. Чем отличается катушка под плетенку от любой другой?

У катушки под плетенку ролик изготовлен из очень твердого сплава и обычно сверху покрыт нитритом титана – сверхтвердым износостойким покрытием. Это позволяет эксплуатировать катушки под плетенку .

Плетеная леска волокнами захватывает эти примеси и мусор в воде и несет их при подмотке. Проходя через ролик лесоукладывателя, плетенка действует как ножовка по металлу, примеси и мусор превращают ее в абразивный шнур. Плетенка пропиливает ролик лесоукладывателя, изготовленный из мягкого металла.

В пропиле затем плетенка начинает застревать, что при вываживании хорошей щуки равносильно потере трофея.

Так что у специализированной катушки под плетенку с роликом, покрытым нитритом титана, в разы дольше срок службы, и нет вероятности схода трофея из-за обидного застревания плетенки в пропиленном ролике.


Чтобы новичку отправиться на щучью рыбалку, недостаточно одного лишь желания – нужны еще снасти для ловли щуки, пусть и самого...

Катушка индуктивности является пассивным компонентом электронных схем, основное предназначение которой является сохранение энергии в виде магнитного поля. Свойство катушки индуктивности чем-то схоже с конденсатором, который хранит энергию в виде электрического поля.

Индуктивность (измеряется в Генри) — это эффект возникновения магнитного поля вокруг проводника с током. Ток, протекающий через катушку индуктивности, создает магнитное поле, которое имеет связь с электродвижущей силой (ЭДС) оказывающее противодействие приложенному напряжению.

Возникающая противодействующая сила (ЭДС) противостоит изменению переменного напряжения и силе тока в катушке индуктивности. Это свойство индуктивной катушки называется индуктивным сопротивлением. Следует отметить, что индуктивное сопротивление находится в противофазе к емкостному реактивному сопротивлению конденсатора в цепи переменного тока. Путем увеличения числа витков можно повысить индуктивность самой катушки.

Накопленная энергия в индуктивности

Как известно магнитное поле обладает энергией. Аналогично тому, как в полностью заряженном конденсаторе существует запас электрической энергии, в индуктивной катушке, по обмотке которой течет ток, тоже существует запас — только уже магнитной энергии.

Энергия, запасенная в катушке индуктивности равна затраченной энергии необходимой для обеспечения протекания тока I в противодействии ЭДС. Величина запасенной энергии в индуктивности можно рассчитать по следующей формуле:

где L — индуктивность, I — ток, протекающий через катушку индуктивности.

Гидравлическая модель

Работу катушки индуктивности можно сравнить с работой гидротурбины в потоке воды. Поток воды, направленный сквозь еще не раскрученную турбину, будет ощущать сопротивление до того момента, пока турбина полностью не раскрутится.

Далее турбина, имеющая определенную степень инерции, вращаясь в равномерном потоке, практически не оказывая влияния на скорость течения воды. В случае же если данный поток резко остановить, то турбина по инерции все еще будет вращаться, создавая движение воды. И чем выше инерция данной турбины, тем больше она будет оказывать сопротивление изменению потока.

Также и индуктивная катушка сопротивляется изменению электрического тока протекающего через неё.

Индуктивность в электрических цепях

В то время как конденсатор оказывает сопротивление изменению переменного напряжения, индуктивность же сопротивляется переменному тока. Идеальная индуктивность не будет оказывать сопротивление постоянному току, однако, в реальности все индуктивные катушки сами по себе обладают определенным сопротивлением.

В целом, отношение между изменяющимися во времени напряжением V(t) проходящим через катушку с индуктивностью L и изменяющимся во времени током I(t), проходящим через нее можно представить в виде дифференциального уравнения следующего вида:

Когда переменный синусоидальной ток (АС) протекает через катушку индуктивности, возникает синусоидальное переменное напряжение (ЭДС). Амплитуда ЭДС зависит от амплитуды тока и частоте синусоиды, которую можно выразить следующим уравнением:

где ω является угловой частотой резонансной частоты F:

Причем, фаза тока отстает от напряжения на 90 градусов. В конденсаторе же все наоборот, там ток опережает напряжение на 90 градусов. Когда индуктивная катушка соединена с конденсатором (последовательно либо параллельно), то образуется LC цепь, работающая на определенной резонансной частоте.

Индуктивное сопротивление ХL определяется по формуле:

где ХL — индуктивное сопротивление, ω — угловая частота, F — частота в герцах, и L индуктивность в генри.

Индуктивное сопротивление — это положительная составляющая импеданса. Оно измеряется в омах. Импеданс катушки индуктивности (индуктивное сопротивление) вычисляется по формуле:

Схемы соединения катушек индуктивностей

Параллельное соединение индуктивностей

Напряжение на каждой из катушек индуктивностей, соединенных параллельно, одинаково. Эквивалентную (общую) индуктивность параллельно соединенных катушек можно определить по формуле:

Последовательное соединение индуктивностей

Ток, протекающий через катушки индуктивности соединенных последовательно, одинаков, но напряжение на каждой катушке индуктивности отличается. Сумма разностей потенциалов (напряжений) равна общему напряжению. Общая индуктивность последовательно соединенных катушек можно высчитать по формуле:

Эти уравнения справедливы при условии, что магнитное поле каждой из катушек не оказывает влияние на соседние катушки.

На практике катушка индуктивности имеет последовательное сопротивление, созданное медной обмоткой самой катушки. Это последовательное сопротивление преобразует протекающий через катушку электрический ток в тепло, что приводит к потере качества индукции, то есть добротности. Добротность является отношением индуктивности к сопротивлению.

Добротность катушки индуктивности может быть найдена через следующую формулу:

где R является собственным сопротивлением обмотки.

Катушка индуктивности. Формула индуктивности

  • L = индуктивность в генри
  • μ 0 = проницаемость свободного пространства = 4π × 10 -7 Гн / м
  • μ г = относительная проницаемость материала сердечника
  • N = число витков
  • A = Площадь поперечного сечения катушки в квадратных метрах (м 2)
  • l = длина катушки в метрах (м)

  • L = индуктивность в нГн
  • l = длина проводника
  • d = диаметр проводника в тех же единицах, что и l

  • L = индуктивность в мкГн
  • r = внешний радиус катушки
  • l = длина катушки
  • N = число витков

  • L = индуктивность в мкГн
  • r = средний радиус катушки
  • l = длина катушки
  • N = число витков
  • d = глубина катушки

  • L = индуктивность в мкГн
  • r = средний радиус катушки
  • N = число витков
  • d = глубина катушки

Конструкция катушки индуктивности

Катушка индуктивности представляет собой обмотку из проводящего материала, как правило, медной проволоки, намотанной вокруг либо железосодержащего сердечника, либо вообще без сердечника.

Применение в качестве сердечника материалов с высокой магнитной проницаемостью, более высокой чем воздух, способствует удержанию магнитного поля вблизи катушки, тем самым увеличивая ее индуктивность. Индуктивные катушки бывают разных форм и размеров.

Большинство изготавливаются путем намотки эмалированного медного провода поверх ферритового сердечника.

Некоторые индуктивные катушки имеют регулируемый сердечник, при помощи которого обеспечивается изменение индуктивности.

Миниатюрные катушки могут быть вытравлены непосредственно на печатной плате в виде спирали. Индуктивности с малым значением могут быть расположены в микросхемах с использованием тех же технологических процессов, которые используются при создании транзисторов.

Применение катушек индуктивности

Индуктивности широко используются в аналоговых схемах и схемах обработки сигналов. Они в сочетании с конденсаторами и другими радиокомпонентами образуют специальные схемы, которые могут усилить или отфильтровать сигналы определенной частоты.

Катушки индуктивности получили широкое применение начиная от больших катушек индуктивности, таких как дроссели в источниках питания, которые в сочетании с конденсаторами фильтра устраняют остаточные помехи и другие колебания на выходе источника питания, и до столь малых индуктивностей, которые располагаются внутри интегральных микросхем.

Две (или более) катушки индуктивности, которые соединены единым магнитным потоком, образуют , являющимся основным компонентом схем работающих с электрической сетью электроснабжения. Эффективность трансформатора возрастает с увеличением частоты напряжения.

По этой причине, в самолетах используется переменное напряжение с частотой 400 герц вместо обычных 50 или 60 герц, что в свою очередь позволяет значительно сэкономить на массе используемых трансформаторов в электроснабжении самолета.

Так же индуктивности используются в качестве устройства для хранения энергии в импульсных стабилизаторах напряжения, в высоковольтных электрических системах передачи электроэнергии для преднамеренного снижения системного напряжения или ограничения ток короткого замыкания.

28 января 2018

Подаваемая в цилиндры двигателя горючая смесь воспламеняется искрой, проскакивающей в нужный момент между электродами свечи. Столь мощный искровой разряд создается электрическим импульсом высокого напряжения. Чтобы понять, как это реализовано в автомобиле, стоит изучить конструкцию и принцип работы катушки зажигания, играющей в данном процессе главную роль.

Зачем нужна катушка?

Для своевременного и полного сжигания топливовоздушной смеси в цилиндре необходимо выдержать ряд условий:

  • мощность электрического разряда порядка 20 тыс. вольт;
  • подача импульса на свечу при достижении поршнем верхней точки с опережением 5° оборота коленчатого вала;
  • зазор между электродами – 0,8–1,0 мм.

За выполнение первого условия отвечает именно высоковольтная катушка. Общеизвестно, что напряжение бортовой сети транспортных средств составляет 12 В, на некоторых грузовиках (например, КаМАЗ) – 24 В. Подобные характеристики не подходят для уверенного искрообразования.

Чтобы создать мощную искру, пробивающую воздушную прослойку шириной 1 мм, низкое напряжение необходимо преобразовать и создать более высокий потенциал – около 20 кВ. Для этого служит высоковольтная катушка зажигания, которая работает в составе системы следующим образом:

  1. Когда поршень в одном из цилиндров приближается к верхней мертвой точке (ВМТ), завершается такт сжатия.
  2. Электронный блок управления, получающий информацию от датчика положения коленчатого вала, дает команду на искрообразование, отправляя сигнал размыкающему реле.
  3. В режиме ожидания катушка постоянно находится под напряжением бортовой сети – 12 В. Реле по команде контроллера размыкает данную цепь и питание обмотки прекращается.
  4. В момент разрыва элемент вырабатывает высоковольтный импульс, отправляемый по изолированным проводам к электродам соответствующей свечи.

Справка. Описанный алгоритм применяется на автомобилях с прошлого века. Тогда разрыв цепи питания обеспечивал кулачковый вал распределителя зажигания, размыкающий контакты механическим способом.

Отсюда становится понятно назначение катушки зажигания – образование кратковременного высоковольтного импульса, пользуясь низким напряжением от аккумуляторной батареи. Как это происходит внутри элемента, читайте в следующем разделе.

Конструкция и принцип действия

Устройство рассматриваемого элемента системы зажигания выглядит так:

  • металлический сердечник подключен к основному контакту, соединяемому с центральным электродом свечи зажигания посредством высоковольтного провода;
  • вокруг сердечника выполнена вторичная обмотка, состоящая из большого числа витков тонкого медного проводника с изоляцией;
  • поверх вторичной обмотки предусмотрен слой диэлектрика и небольшое количество витков толстой медной проволоки – первичная обмотка;
  • сердечник с обмотками помещен внутрь герметичного пластикового корпуса, наполненного трансформаторным маслом;
  • обмотки подключены по последовательной схеме, 2 соединенных конца выведены на одну внешнюю клемму, два других – на отдельные контакты.

Примечание. Характеристики обмоток – толщина провода и количество витков отличаются в зависимости от марки и модели авто. Число витков первичной обмотки редко превышает 150, вторичной – 30 тыс.

К центральной клемме катушки присоединен высоковольтный провод, идущий к распределителю зажигания либо прямо на свечу. Оставшиеся контакты подключаются к минусовой клемме аккумулятора (массе) и плюсовому проводу цепи низкого напряжения.

Принцип действия повышающей катушки основан на эффекте электромагнитной индукции – создании постоянного поля вокруг сердечника. Как искрообразование реализовано на практике:

  1. К первичной обмотке после включения зажигания подводится напряжение 12 В от аккумулятора. Возникает электромагнитное поле, усиливаемое железным сердечником.
  2. Когда стартер проворачивает коленчатый вал и какой-либо поршень доходит до ВМТ, электроника посредством реле разрывает низковольтную цепь питания.
  3. Разрыв цепи провоцирует образование кратковременного импульса внутри второй многовитковой обмотки. В этот момент напряжение на катушке зажигания достигает 20 тыс. вольт и более.
  4. Ток передается на свечу, проскакивает искровой разряд и топливная смесь поджигается. Двигатель заводится.

После запуска двигателя первая обмотка питается от генератора, а вторичная непрерывно вырабатывает новые импульсы, поочередно направляемые распределителем к свечам всех цилиндров.

Виды высоковольтных элементов

Выше представлено описание простой конструкции повышающего напряжение трансформатора, обеспечивающего разрядами все цилиндры двигателя. Куда направить каждую последующую искру, определяет трамблер, он же – главный распределитель зажигания.

В современных моторах, управляемых электроникой, трамблеры не ставятся и применяются другие разновидности катушек:

  • с двумя контактами высокого напряжения;
  • индивидуальные.

Первый тип внешне напоминает обычный трансформатор со стальным сердечником, собранном из Ш-образных пластин. Функциональное отличие – подача импульса одновременно на 2 клеммы, подключенные к свечам двух цилиндров. Поскольку такты сжатия в них происходят в разные моменты, устройство создает искру на электродах обеих свечей. В одной камере происходит воспламенение, в другой разряд проскакивает вхолостую.

На четырехцилиндровый силовой агрегат ставится 2 двухвыводных трансформатора, образующих так называемый модуль зажигания. На многих марках автомобилей он представляет собой единую деталь, куда подключены все провода низкого и высокого напряжения.

Справка. Существует и другая схема подключения – на каждую свечу отдельный двухвыводной трансформатор, присоединенный одним изолированным проводом.

Устройство катушки зажигания индивидуального типа в корне отличается от предыдущих конструкций:

  • первичная и вторичная обмотка поменялись местами – вторая находится сверху;
  • габариты устройства существенно уменьшились;
  • мини-катушка устанавливается прямо на центральный контакт свечи;
  • высоковольтные провода отсутствуют.

Количество индивидуальных трансформаторов зависит от числа цилиндров силового агрегата – на каждую свечу ставится отдельная катушка. Преимущество данного устройства – отсутствие потерь и пробоев на участке от источника импульсов до свечных электродов, то бишь, – на бронепроводе. Второе достоинство – снижение стоимости ремонта: заменить один малый трансформатор дешевле и проще, чем весь модуль зажигания.

Принцип работы индивидуальных элементов остается неизменным – разрыв низковольтной цепи создает в многовитковой обмотке скачок напряжения, сразу передаваемый на электроды свечи зажигания. Для защиты от перегрузок в цепь включен полупроводниковый диод.

О неисправностях и способах устранения

Модули зажигания можно смело отнести к деталям длительного использования. При правильной эксплуатации минимальный ресурс элемента составляет 100 тыс. км пробега машины. Нередко повышающий трансформатор работает в течение всего срока службы транспортного средства.

В процессе эксплуатации катушки необходимо помнить о следующих моментах:

  1. Причиной преждевременной поломки элемента часто становится длительный перегрев.
  2. С годами свойства изоляционных материалов внутри обмоток ухудшаются. Повышается вероятность межвиткового замыкания, ведущего к перегреву и перегоранию проводников.
  3. В силу особенностей конструкции высоковольтная катушкане подлежит ремонту и восстановлению. Некоторые модели можно разобрать и попытаться устранить обрыв или замыкание, но практика показывает, что надежнее и дешевле поставить новую запчасть.
  4. Для нормальной работы элемента и стабильного искрообразования нужно обеспечить минимальное напряжение бортовой сети 11,5 вольт. Если из-за неисправности генератора либо разрядки аккумуляторной батареи вольтаж не достигает нормы, износ трансформатора ускоряется.
  5. По той же причине уменьшается мощность искрового разряда на электродах свечей, рабочая смесь воспламеняется и сгорает хуже.
  6. Пробой изоляции или обрыв высоковольтных проводов, вызывающий искрение на кузов машины, сокращает срок службы катушки. Если игнорировать неполадку в течение длительного времени, она придет в негодность.
  7. Мини-катушки индивидуального типа иногда выходят из строя из-за вибрации силового агрегата. Причина – внутренний обрыв проводников.

За модулем зажигания необходимо следить, чтобы из-за неисправностей двигателя на корпус устройства не попадало горячее масло либо охлаждающая жидкость. Не держите долго включенное зажигание – при этом греется обмотка катушки и разряжается аккумулятор.

Катушка – неотъемлемый атрибут спиннинга. Она хранит леску и участвует в забросе, а также проводке приманки. От ее параметров во многом зависит, насколько успешно вы будете вываживать севшую на крючок рыбу.

В этой статье мы расскажем, как правильно подобрать катушку к спиннингу, чтобы рыбалка стала еще более увлекательной.

Классификация катушек

Один из главных аспектов в вопросе как выбрать катушку на спиннинг – это определение необходимого типа устройства. Всего различают три вида катушечной снасти:

  • безынерционные;
  • инерционные;
  • мультипликаторные.

– самый востребованный и универсальный вид. Рыбаки их называют «мясорубками» .

Они многообразны, поэтому среди них всегда можно подобрать катушку к спиннингу независимо от полюбившегося вам стиля ловли.

– это модели старого типа. Поэтому в этой статье мы не будем рассматривать, как выбрать катушку этого вида.

С появлением безынерционных собратьев они потеряли свою актуальность из-за существенного недостатка: после заброса приманки барабан продолжает вращаться по инерции, образуя длинную «бороду» из лески.

подходят для троллинга и джиговой ловли. Это удачный выбор для ужения судака в ночное время. Только с мультипликатором рыболов может ощутить самые легкие прикосновения хищника к приманке даже при забросах на дальнюю дистанцию.

Мнение эксперта

Книпович Николай Михайлович

Внимание! Хороший совет о том, как выбрать катушку для спиннинга новичку: присмотритесь к безынерционным «мясорубкам». Это хороший старт для начинающего спиннингиста, который еще не определился с любимым стилем ловли рыбы.

Теперь узнаем, как правильно подобрать катушку для спиннинга с учетом параметров. Для этого рассмотрим важные характеристики устройства и выясним, на что они влияют.

Параметры катушечной снасти

Осуществляется подбор катушки для спиннинга по параметрам:

  • материал и масса;
  • лесоемкость и размер;
  • способ укладки лески;
  • передаточное число;
  • плавность хода.

Иногда актуален выбор спиннинговой катушки с тормозом-фрикционом. Сделаем краткий обзор всех параметров.

Материал и масса

В вопросе как выбрать катушку для спиннинга важно учесть материал снасти. Она может быть металлической или пластмассовой . Пластмассовые модели легкие: они не утяжеляют удилище и идеально подходят для ультралайтовой ловли. При одинаковых размерах металлические собратья более увесистые. Поэтому не покупайте их для установки на легкое удилище.

Для охоты на рыбу на дальних дистанциях отдайте предпочтение металлической катушке. Леска по ней скользит лучше, а потому забрасывать приманку вдаль намного проще. Также металл более прочен по сравнению с пластмассой. А прочность – главное условие для сохранения целостности барабана. Ведь даже маленькая зазубрина может уменьшить дальность заброса на 30%.

Если же выбор бюджетной катушки для спиннинга для вас в приоритете, купите «мясорубку» или мультипликатор из пластмассы.

Лесоемкость и размер

Как узнать, какой размер катушки выбрать для спиннинга? Это зависит от длины и толщины используемой лески. Чем толще леска – тем больше должна быть катушка, и наоборот. Нет смысла брать габаритную модель, если вы будете укладывать на барабан тонкую нить: напрасно утяжелять снасть ни к чему.

Мнение эксперта

Книпович Николай Михайлович

Зоолог, гидробиолог. Увлекаюсь рыбалкой на профессиональном уровне.

Важно! Вместимость катушек указывают в тысячах. Например, число 1000 указывает на то, что данная модель вместит в себя 100 метров лески с толщиной 0,1 мм или 50 метров при диаметре в 0,2 мм. Число 3000: 100 метров при 0,3 мм, 200 при 0,15 или 300 при 0,1.

Как правильно выбрать катушку для спиннинга с учетом габаритом снасти? Для легких удилищ и ужения некрупной рыбы выбирайте модели с размером в диапазоне 1000-2500. При ловле крупной рыбы потребуется вместимость барабана от 3000 до 5000. Но это не предел. Однако размеры больше 5000 выбирают только для рыбалки на море или для охоты на рыбу рекордной массы.

Способ укладки и подачи лески

В «мясорубках» различают два способа укладки лесы:

  • червячная подача (модели с бесконечным винтом);
  • кривошипно-шатунная подача (аналоги с кулисой).

Оба способа при качественном исполнении механизма обеспечивают ровную намотку лески на шпулю: провалы и горбы не обнаруживаются.

Подбор катушки для спиннинга лучше произвести с учетом способа намотки лесы на барабан. Она может быть прямолинейной или перекрестной . При прямолинейной намотке витки укладываются друг на друга. Это позволяет увеличить вместимость шпули при малых размерах, но при таком способе могут сбрасываться петли и образовываться «бороды».

Таких недостатков лишена перекрестная намотка. Однако при равных габаритах по вместимости перекрестные катушки уступят прямолинейным.

Передаточное число

Это очень важный пункт в вопросе как подобрать катушку для спиннинга. сообщает, сколько оборотов делает укладчик лески при одном обороте катушечной рукоятки. Например, запись «1:5» говорит, что за 1 оборот рукоятки укладчик лески сделает 5 оборотов.

«Мясорубки» и мультипликаторы по передаточному числу бывают:

  • скоростными (1:6 - 1:7,2);
  • универсальными (1:4,7 - 1: 1,6);
  • силовыми (1:4 - 1:4,7).

Для ужения крупных хищников подходят силовые модели, а для ультралайтовой ловли – скоростные. В остальных случаях выбор катушки для спиннинга должен останавливать на универсальных моделях.

Плавность хода

Эта характеристика во многом определяется количеством подшипников в снасти. Они обеспечивают:

  • легкий ход;
  • устранение люфтов;
  • долгий срок службы элементов, подвергающихся трению.

Получается, выбрать катушку для спиннинга нужно с максимальным количеством подшипников? Нет, гораздо важнее не численность подшипников, а умение производителя ставить их в нужные места. Хорошая плавность хода будет в тех моделях, в которых подшипники стоят в ролике лескоукладчика и на катушечной оси. Этого достаточно.

Фрикционный тормоз: нужен ли он?

А как подобрать катушку на спиннинг, если понравились сразу две модели: с фрикционным тормозом и без него. Эта функция необходима, если на тонкую леску вам попался крупный хищник. Она стравливает лесу, если рыба совершает резкие рывки.

Вам может попасться на крючок такая добыча? Тогда фрикционный тормоз вам необходим для сохранения целостности лески. Но нужно правильно настроить фрикцион снасти: найдите грань, при которой тормоз будет срабатывать за мгновение до разрыва.

Выбор катушечной снасти по тесту удилища

А теперь о том, как подобрать катушку к спиннингу по тесту. Так называют механический параметр хлыста удилища, указывающий на диапазон допустимой массы приманок. Он определяет, какого размера должно быть катушечное устройство. Посмотреть, как выбрать катушку к спиннингу с учетом этой характеристики, можно в таблице ниже.

Тест удилиша, г Диаметр лески, мм Размер катушки
до 12 0,12-0,14 1000-1050
до 16 0,18-0,22 1500-2000
до 21 0,2-0,22 1500-2000
до 25 0,23-0,25 2000
до 28 0,25 2000-2500
до 30 0,25-0,28 2500
до 50 0,3-0,35 3000-3500
до 80 0,32-0,45 3500-4000

Производители и стоимость

В вопросе как выбрать катушку на спиннинг большую роль играет ее стоимость и производитель. В 2017 году в ТОП-7 попали следующие производители катушечных снастей.

Что вы себе представляете под словом “катушка” ? Ну… это, наверное, какая-нибудь “фиговинка”, на которой намотаны нитки, леска, веревка, да что угодно! Катушка индуктивности представляет из себя точь-в-точь то же самое, но вместо нитки, лески или чего-нибудь еще там намотана обыкновенная медная проволока в изоляции.

Изоляция может быть из бесцветного лака, из ПВХ-изоляции и даже из матерчатой. Тут фишка такая, что хоть и провода в катушке индуктивности очень плотно прилегают к друг другу, они все равно изолированы друг от друга . Если будете мотать катушки индуктивности своими руками, ни в коем случае не вздумайте брать обычный медный голый провод!

Индуктивность

Любая катушка индуктивности обладает индуктивностью . Индуктивность катушки измеряется в Генри (Гн), обозначается буковкой L и замеряется с помощью LC – метра .

Что такое индуктивность? Если через провод пропустить электрический ток, то он вокруг себя создаст магнитное поле:

где

В – магнитное поле, Вб

I –

А давайте возьмем и намотаем в спиральку этот провод и подадим на его концы напряжение


И у нас получится вот такая картина с магнитными силовыми линиями:


Грубо говоря, чем больше линий магнитного поля пересекут площадь этого соленоида, в нашем случае площадь цилиндра, тем больше будет магнитный поток (Ф) . Так как через катушку течет электрический ток, значит, через нее проходит ток с Силой тока (I), а коэффициент между магнитным потоком и силой тока называется индуктивностью и вычисляется по формуле:

С научной же точки зрения, индуктивность – это способность извлекать энергию из источника электрического тока и сохранять ее в виде магнитного поля. Если ток в катушке увеличивается, магнитное поле вокруг катушки расширяется, а если ток уменьшается, то магнитное поле сжимается.

Самоиндукция

Катушка индуктивности обладает также очень интересным свойством. При подаче на катушку постоянного напряжения, в катушке возникает на короткий промежуток времени противоположное напряжение.

Это противоположное напряжение называется ЭДС самоиндукции. Эта зависит от значения индуктивности катушки. Поэтому, в момент подачи напряжения на катушку сила тока в течение долей секунд плавно меняет свое значение от 0 до некоторого значения, потому что напряжение, в момент подачи электрического тока, также меняет свое значение от ноля и до установившегося значения. Согласно Закону Ома :


где

I – сила тока в катушке, А

U – напряжение в катушке, В

R – сопротивление катушки, Ом

Как мы видим по формуле, напряжение меняется от нуля и до напряжения, подаваемого в катушку, следовательно и ток тоже будет меняться от нуля и до какого то значения. Сопротивление катушки для постоянного тока также постоянное.

И второй феномен в катушке индуктивности заключается в том, что если мы разомкнем цепь катушка индуктивности – источник тока, то у нас ЭДС самоиндукции будет суммироваться к напряжению, которое мы уже подали на катушку.

То есть как только мы разрываем цепь, на катушке напряжение в этот момент может быть в разы больше, чем было до размыкания цепи, а сила тока в цепи катушки будет тихонько падать, так как ЭДС самоиндукции будет поддерживать убывающее напряжение.

Сделаем первые выводы о работе катушки индуктивности при подаче на нее постоянного тока. При подаче на катушку электрического тока, сила тока будет плавно увеличиваться, а при снятии электрического тока с катушки, сила тока будет плавно убывать до нуля. Короче говоря, сила тока в катушке мгновенно измениться не может.

Типы катушек индуктивности

Катушки индуктивности делятся в основном на два класса: с магнитным и немагнитным сердечником . Снизу на фото катушка с немагнитным сердечником.

Но где у нее сердечник? Воздух – это немагнитный сердечник:-). Такие катушки также могут быть намотаны на какой-нибудь цилиндрической бумажной трубочке. Индуктивность катушек с немагнитным сердечником используется, когда индуктивность не превышает 5 миллигенри.

А вот катушки индуктивности с сердечником:


В основном используют сердечники из феррита и железных пластин. Сердечники повышают индуктивность катушек в разы. Сердечники в виде кольца (тороидальные) позволяют получить большую индуктивность, нежели просто сердечники из цилиндра.

Для катушек средней индуктивности используются ферритовые сердечники:


Катушки с большой индуктивностью делают как трансформатор с железным сердечником, но с одной обмоткой, в отличие от трансформатора.


Дроссели

Также есть особый вид катушек индуктивностей. Это так называемые . Дроссель – это катушка индуктивности, задача которой состоит в том, чтобы создать в цепи большое сопротивление для переменного тока, чтобы подавить токи высоких частот.

Постоянный ток через дроссель проходит без проблем. Почему это происходит, можете прочитать в этой статье. Обычно дроссели включаются в цепях питания усилительных устройств. Дроссели предназначены для защиты источников питания от попадания в них высокочастотных сигналов (ВЧ-сигналов). На низких частотах (НЧ) они используются цепей питания и обычно имеют металлические или ферритовые сердечники. Ниже на фото силовые дроссели:


Также существует еще один особый вид дросселей – это . Он представляет из себя две встречно намотанных катушки индуктивности. За счет встречной намотки и взаимной индукции он более эффективен. Сдвоенные дроссели получили широкое распространение в качестве входных фильтров блоков питания, а также в звуковой технике.


Опыты с катушкой

От каких факторов зависит индуктивность катушки? Давайте проведем несколько опытов. Я намотал катушку с немагнитным сердечником. Ее индуктивность настолько мала, что LC – метр мне показывает ноль.


Имеется ферритовый сердечник


Начинаю вводить катушку в сердечник на самый край


LC-метр показывает 21 микрогенри.

Ввожу катушку на середину феррита


35 микрогенри. Уже лучше.

Продолжаю вводить катушку на правый край феррита


20 микрогенри. Делаем вывод, самая большая индуктивность на цилиндрическом феррите возникает в его середине. Поэтому, если будете мотать на цилиндрике, старайтесь мотать в середине феррита. Это свойство используется для плавного изменения индуктивности в переменных катушках индуктивности:

где

1 – это каркас катушки

2 – это витки катушки

3 – сердечник, у которого сверху пазик под маленькую отвертку. Вкручивая или выкручивая сердечник, мы тем самым изменяем индуктивность катушки.


Индуктивность стала почти 50 микрогенри!

А давайте-ка попробуем расправим витки по всему ферриту


13 микрогенри. Делаем вывод: для максимальной индуктивности мотать катушку надо “виток к витку”.

Убавим витки катушки в два раза. Было 24 витка, стало 12.


Совсем маленькая индуктивность. Убавил количество витков в 2 раза, индуктивность уменьшилась в 10 раз. Вывод: чем меньше количество витков – тем меньше индуктивность и наоборот. Индуктивность меняется не прямолинейно виткам.

Давайте поэкспериментируем с ферритовым кольцом.


Замеряем индуктивность


15 микрогенри

Отдалим витки катушки друг от друга


Замеряем снова


Хм, также 15 микрогенри. Делаем вывод: расстояние от витка до витка не играет никакой роли в катушке индуктивности тороидального исполнения.

Мотнем побольше витков. Было 3 витка, стало 9.


Замеряем


Офигеть! Увеличил количество витков в 3 раза, а индуктивность увеличилась в 12 раз! Вывод: индуктивность меняется не прямолинейно виткам.

Если верить формулам для расчета индуктивностей, индуктивность зависит от “витков в квадрате”. Эти формулы я здесь выкладывать не буду, потому как не вижу надобности. Скажу только, что индуктивность зависит еще от таких параметров, как сердечник (из какого материала он сделан), площадь поперечного сечения сердечника, длина катушки.

Обозначение на схемах


Последовательное и параллельное соединение катушек

При последовательном соединении индуктивностей , их общая индуктивность будет равняться сумме индуктивностей.


А при параллельном соединении получаем вот так:


При соединении индуктивностей должно выполняться правило, чтобы они были пространственно разнесены на плате. Это связано с тем, что при близком расположении друг друга их магнитные поля будут влиять с друг другом, и поэтому показания индуктивностей будут неверны. Не ставьте на одну железную ось две и более тороидальных катушек. Это может привести к неправильным показаниям общей индуктивности.

Резюме

Катушка индуктивности играет в электронике очень большую роль, особенно в приемопередающей аппаратуре. На катушках индуктивности строятся также различные для электронной радиоаппаратуры, а в электротехнике ее используют также в качестве ограничителя скачка силы тока.

Ребята из Паяльника забабахали очень неплохой видос про катушку индуктивности. Советую посмотреть в обязательном порядке:


Top