Где лучший велотуризм. Что такое велотуризм и как правильно организовать путешествие на велосипеде

22.05.2017

Анастасия Баженова, ведущая телеграм-канала @travelclever , рассказывает, как не слажать в первой самостоятельной велопоездке по Европе.

Велопутешествие - отличный способ провести отпуск. Во-первых, отдыхая, вы занимаетесь спортом. Во-вторых, эко-путешествия с каждым годом становятся более популярными. Многие европейские веломаршруты были специально разработаны таким образом, чтобы велотуристы увидели как можно больше культурных и природных достопримечательностей.

Многие путешественники отказываются от многодневных велопоездок, так как думают, что преодолеть все эти километры им не под силу. Каждый раз когда я выкладываю фотографии из своих поездок или пишу отчеты, я получаю комментарии приблизительно одинакового содержания: “Ого, вот вы спортсмены!”, “Я бы точно никогда не смог!”, “Вы, наверное, долго к этому готовились?” На самом деле велотуры доступны каждому здоровому человеку, нужно просто соблюдать некоторые правила.

Велотуризмом в Европе занимаются от мала до велика. Пол, возраст и даже уровень физической подготовки не имеют никакого значения. Во время поездок легко можно встретить как веселую компанию пенсионеров, так и семью с детьми.

Как готовиться к своему первому велопутешествию?

Если последний раз вы садились на велосипед в 6 лет (и это была “Кама”), то лучше всего взять велик напрокат и освежить навыки. Нельзя разучиться кататься, но можно не знать, как переключаются передачи или работает тормоз в современных моделях. Пары дней вполне хватит, чтобы чувствовать себя в седле достаточно уверенно для велопоездки.

При наличии времени и желания начните кататься несколько раз в неделю. Лучше всего делать это где-нибудь в парке, чтобы не докучать прохожим на тротуаре. Не выезжайте на дорогу, если только сели на велосипед после долгого перерыва! Кататься лучше медленно, не устраивая гонки. Любые другие кардиотренировки помогут подготовиться к поездке.

На чем кататься в поездке?

На велосипеде, конечно! Вопрос только в том, везти ли свой велосипед или воспользоваться велопрокатом по приезду. Если брать велосипед с собой, то нужно уточнить правила провоза спортивного багажа в авиакомпании. Я лично предпочитаю прокаты, так как мой велик не настолько крут и уникален, чтобы его тащить с собой. К тому же это влечет за собой определенные неудобства: где-то за велосипед надо платить, авиакомпанию нужно предупреждать о таком багаже, велик надо разбирать и упаковывать.

На качество прокатных велосипедов многие ругаются, но, во-первых, выбирать надо тщательнее, а, во-вторых, еще ни один прокатный велосипед не помешал мне проехать мои 1000 километров за поездку.

Как выбрать прокат?

Велопрокат нужно обязательно выбирать заранее. Посмотрите сайт проката или напишите туда, чтобы узнать ассортимент и забронировать велосипеды. Помимо этого выясните, что еще входит в стоимость. Одни прокаты дают только велосипед (иногда даже без фонариков), а другие предлагают еще и шлемы, багажные сумки, ремонтный набор, запасные покрышки, корзины. Есть прокаты, в которых можно купить страховку в том случае, если вы повредите велосипед или его у вас украдут.

Для длительных велопоездок подойдет универсальный велосипед гибрид, который сочетает в себе качества шоссейного и горного велосипеда. Гибрид едет по дорогам медленнее шоссейника, но зато на нем не страшно ехать по лесным тропинкам. Гибриды есть во всех прокатах, предлагающих велосипеды на длительный срок. Если вы сомневаетесь в своем выборе, то просто напишите в прокат план своей поездки, и работающие там специалисты помогут подобрать нужный велосипед.

Когда вы будете забирать свой велосипед из проката, покатайтесь на нем несколько минут. Этого времени хватит, чтобы проверить работу тормозов (хорошее ли торможение, не трется ли тормоз об обод колеса) и переключение передач.

Стоимость проката зависит от типа выбранного велосипеда и количества дней. В среднем в день за велосипед придется отдавать от 7 до 13-15 евро, если вы планируете поездку на неделю. Многие владельцы прокатов дают скидки компаниям от трех человек.

Что взять с собой в поездку?

Есть вещи, без которых в велопоездке не обойтись. Мой личный список необходимого выглядит так:

  • Ремонтный набор . Редко какое путешествие обходится без подкрутить, поднять, накачать шины, опустить, ослабить, закрепить. Ну и без проколотых шин, конечно, чего уж греха таить.
  • Велоперчатки . Снижают нагрузки, защищают при падении и предотвращают появление мозолей на руках.
  • Питьевая система . Велосипедисту нужно много пить! Желательно часто и понемногу, а не раз в час по литру. Даже если вам не жарко и пить вроде как не хочется, все равно делать это нужно. Можно, конечно, пить и из бутылки, но зачем, когда уже давно придуманы питьевые системы? Они маленькие, помещаются в специальный рюкзак, трубка всегда рядом, так что можно прикладываться к системе так часто, как это необходимо.
  • Темные очки . Или светлые очки. Лишь бы защищали ваши глаза, так как будет казаться, что все мошки мира только и мечтают о встрече с вашими глазами. Поверьте, очень неприятно, когда эти фанаты застревают на слизистой. Лучше пусть врезаются в стекла очков.
  • Защита от дождя (для себя и багажа). По опыту могу сказать, что дождь может пойти даже в Провансе в июле. И пусть длится он будет всего час-два (или день, как было в моем случае), этого достаточно, чтобы промокла вся одежда и обувь.
  • Непромокаемый чехол для крепления телефона на велосипед. Несмотря на то, что практически все велодороги в Европе хорошо маркированы, без трека маршрута все равно никак. Каждый раз останавливаться, доставать телефон и смотреть карту неудобно, поэтому проще всего прикрепить смартфон на велосипед.


Проблемы в поездке и способы их решения.

Проколотая камера - самая распространенная проблема в поездке. Бояться проколов не надо, ведь заменить камеру можно и самим. В Youtube есть огромное количество обучающих видео, мне лично нравится краткое, но при этом подробное объяснение от сети веломастерских Велострана.

Запасные покрышки обязательно нужно возить с собой и радоваться, если они не пригодились. Их можно взять в прокате или купить (часто в том же прокате или в спортивном магазине).

Слетевшая цепь также относится к проблемам, которые можно решить без помощи мастера. Все советы по надеванию цепи сводятся к одному: «Просто возьмите и наденьте цепь обратно». Для этого не нужны ни видео, ни описания, и это не займет много времени даже у того, кто надевает цепь первый раз в жизни.

Если с велосипедом случается что-то более серьезное, то лучше обратиться в веломастерские. Я советую при подготовке к поездке составить список мастерских на вашем маршруте. Они есть иногда и в крупных спортивных магазинах, например, в Декатлоне. Также помощь могут оказать в прокатах.

Как спланировать маршрут?

От планирования своего первого маршрута зависит, станете ли вы ярым поклонником велопутешествий или возненавидите их навсегда.

Если вы не спортсмен, то для первой поездки выбирайте велодорожки легкого уровня без значительных перепадов высоты (или вообще без перепадов высоты - такие тоже есть). Обычно если дорога маркирована легким или семейным уровнем, это значит не только то, что она ровная, но и то, что она практически вся проходит либо по выделенной полосе, либо по тихим улочкам, где редко ездят машины.

Не гонитесь за километрами . Цель не в том, чтобы проехать от точки А до точки Б, а в том, чтобы максимально насладиться дорогой между этими пунктами. Посмотрите, какие достопримечательности по дороге вы хотели бы посетить, представьте, сколько времени это может занять, и уже в зависимости от этого расписывайте километраж. В свою первую поездку я проезжала в среднем 50 километров в день (максимум был 70). Времени вполне хватало на осмотр всего запланированного по пути, бесконечные остановки на фотографии, обеды по дороге и вообще расслабленный режим. Это было много лет назад, сейчас езжу по 80-100, иногда по 120 километров. Цели ездить больше я перед собой не ставлю: это не спортивное мероприятие, а поездка в удовольствие.

Увеличивайте километраж постепенно . В первый день можно проехать совсем немного, просто, чтобы войти в ритм. Достаточно 20-30 километров. На следующий день накиньте еще 10. Вы сами почувствуете, что с каждым днем крутить педали становится все легче.

Есть и второй вариант. Многие фирмы в Европе организуют велотуры, причем ехать можно как в составе группы с гидом, так и самостоятельно. Во втором случае в организацию будет входить бронь всех отелей по дороге, перевозка вашего багажа, поддержка механика в случае необходимости, прокат велосипеда (и его настройка), а также карты и подробная информация о маршруте.

Лучшие европейские веломаршруты для новичков

Евровело 15, Эльзас, Франция, 180 км.

Маршрут в Эльзасе - часть Евровело 15, одной из самых известных европейских велодорог. Протяженность всего трека более 1200 километров, на французскую часть приходится 180. Дорога по Эльзасу проходит вдоль Рейна и его каналов через многочисленные виноградники региона. Главные города на французском маршруте - Страсбург и Кольмар. На их посещение стоит обязательно запланировать дополнительные дни (на Кольмар хватит половины или целого дня, а вот Страсбург потребует хотя бы дня-двух).

Сайт : rhinecycleroute.eu
Facebook : facebook.com/EuroVelo15
Маршрут :

Скачать gpx-треки французской части маршрута : раз , два , три , четыре .

Чтобы открыть GPX-трек на телефоне воспользуйтесь любым приложением вроде GPX Viewer .

Прага - Дрезден, велодорога вдоль Влтавы и Эльбы, Чехия-Германия, 220 км.

Немцы и иностранные велотуристы настолько любят маршрут вдоль Эльбы, что он становится самым популярным в Германии уже 13-ый раз подряд. По пути велотуристов ждет Прага, город Мельник (где сливаются Влтава и Эльба), Чешско-Саксонская Швейцария, знаменитый курорт Бад Шандау, крепость Кенигштайн и, наконец, Дрезден.

Сайт : elbe-cycle-route.com
Приложение для iPhone : itunes.apple.com/de/app/elberadweg+/id567212604?l=de&ls=1&mt=8
Приложение для Android :

{ ArticleToC: enabled=yes }

Кому-то по душе пассивный отдых, во время которого дни проходят в томном лежании на пляже, другие предпочитают походы, с костром и песнями под гитару. Кто-то ждет лета, чтобы отправиться в другие города и страны, чтобы познакомиться с достопримечательностями, а кому-то не терпится с друзьями отправиться в путешествие на велосипеде. Последний вид отдыха — велотуризм привлекает все больше людей. Это и понятно: велотуризм — отдых, хорошая физическая форма и общение. В велогруппе рядом едут: студент и домохозяйка, директор и айтишник. Все получают одинаковое удовольствие от велотуризма. «Бывалые» велосипедисты уверяют, что после таких поездок люди сближаются настолько, что чувствуют себя родственниками.

Чтобы полюбить велотуризм, важны такие составляющие: физическая форма, настрой, веселая компания, грамотно составленный маршрут, экипировка и велосипед. Он для велотуризма — главная составляющая, поэтому к выбору подойти нужно со всей ответственностью.

Качества, которыми должен обладать байк для велотуризма

Отправляясь в поход, нужно быть уверенным, что транспорт не подведет, поэтому основными требования к байку для велотуризма являются — прочность и надежность. Скорость и вес важны тоже, поэтому они находятся на втором месте: чем «железный конь» легче, тем проще тащить байк в гору на плечах.

Чтобы сделать правильный выбор, важно знать трассу, по которой придется ехать:

  • для сложных дорог (бездорожье, чередующееся с проселочными дорогами) подойдет двухподвесной горный байк.

  • Для езды по автомагистралями и дорогам проселочным – лучше выбор остановить на «туринге».

Велопутешественники со стажем советуют не искать идеальный байк для велотуризма, потому что его не найти. После каждого похода всплывают недостатки, которые приходится устранять, таким образом, превращая велосипед в продолжение конкретного человека.

Наиболее подходящим для велотуризма считается велосипед – гибрид, в котором гармонично сочетаются надежность горника с легкостью шоссейного байка. Этот велосипед проходит прекрасно автомагистрали и хорошо ведет себя на сельских дорогах

Неправы те, кто думает, что для велотуризма годится только крутой байк заокеанского производства, с такими «наворотами», как крутые вилки и гидравлические тормоза, стоимость которых «запредельная». Отечественный бюджетный вариант ведет себя не хуже, даже превосходит «хваленых» братьев на каменистых тропинках и раскисших дорогах.

Для велосипеда важны:

  • прочная рама;
  • колеса, диаметр которых не меньше 26 дюймов;
  • колодочные задние и передние тормоза;
  • переключатели скоростей передние и задние (не менее 8);
  • комфортное седло.

Экипировка и снаряжение

К особенностям экипировки и снаряжения для велотуризма относится «готовность» к любым неожиданностям. Ведь от того, насколько они подходят для бытовых мелких трудностей в сложном путешествии, зависит полученное от велотуризма удовлетворение.

Натирающие ногу кроссовки или отсутствующий дождевик омрачат радость, сведут на нет прелести, которые дарит велотуризм. Поэтому, чтобы ничего не мешало созерцать красоты природы, предусмотреть нужно все.

Куртка

Она подбирается для велотуризма в соответствие с временем года, и должна быть удобной, легкой, не затрудняющей движений. Желательно еще и яркой, чтобы велосипедиста на трассе замечали автомобилисты. Это станет залогом его безопасности.

Велосипедные шорты

Классическая спортивная одежда тоже подойдет для велотуризма, но благодаря специальной прокладке, которая вшита в велошорты, они предохранят от потертостей о седло. Есть два варианта шорт – укороченные и длинные, которыми пользуются в прохладную погоду. Велофутболки имеют преимущества перед обычными – они лучше вентилируются и снабжены многочисленными карманами для хранения мелочей, полезных в дороге. В холодное время в поездку берут теплую одежду и шапку.

Велошлем и перчатки

Они – обязательный атрибут для каждого велосипедиста, который защитит от травм во время возможных падений. В длительной прогулке перчатки, подобранные грамотно, предохранят руки от появления мозолей.

Обувь

Обувь – важнейшая составляющая успешного путешествия. Можно надеть велотуфли или кроссовки, плотно облегающие ноги и имеющие жесткую подошву, которая защитит стопу от неудобств при кручении педалей.

Туристическое снаряжение

Продается снаряжения для велотуризма в специализированных магазинах, но можно изготовить самостоятельно. Для велотуризма подбирается оно согласно предпочтению каждого велосипедиста. Обязательно наличие индивидуальной аптечки. Позаботившись о своем комфорте, нельзя отказать во внимании двухколесному другу. Для него берут в дорогу: инструмент, который позволит произвести ремонт, делают профилактический осмотр, чтобы проблемы решить до того, как отправиться в путь.

Как лучше путешествовать

Уже говорилось, что нет байка идеального для велотуризма. То же касается и маршрута – нет такого, который удовлетворил бы каждого. Поэтому компания и маршрут для велотуризма подбираются методом ошибок и проб. Касается это новичков в велотуризме и опытных людей, у которых за плечами остались тысячи километров: они не устают учиться, познавать новое.

Преимущества отдыха на велосипеде

  • низкая себестоимость;
  • общение с природой и людьми;
  • радость от пройденных дороги и тайн, хранимых ими;
  • независимость;
  • польза для организма.

Кто может заниматься велотуризмом

Подойдет ли такой вид отдыха, как велотуризм, вам – решать придется самостоятельно: нравится шумная компания вам или вы желаете путешествовать в одиночку.

История велотуризма

Какое бы решение вы не приняли, у вас останется один верный товарищ – велосипед. О кругосветных путешествиях знают все, но это удовольствие для избранных. Впервые отправился путешествовать вокруг света в 1884-1886 годах Томас Стивенс – шахтер из Колорадо.

Повторил его путь в 1911-1913 годах путешественник из России – Онисим Панкратов, который проделал путь в 30 000 км.

Самый быстрый пробег совершил Марк Бомонд в 2007-2008гг. Велопробег продлился 195дней, а пройдено было 29 000 километров. Посвятить два года жизни этому решается не каждый, но мечтают многие.

Как выбрать удачный маршрут

Подобранный и интересный маршрут – залог успешного пробега. Случается, что продумано все до мелочей, компания проверенная и дружная, велосипеды в порядке, а что-то не так, чего-то недостает.

Важно, чтобы выбирался маршрут с учетом пожеланий членов команды. Нужно взвесить возможности каждого, определиться с целью, ради которой затевается путешествие: знакомство с достопримечательностями, с целью тренировки или оздоровления, для удовлетворения любопытства.

В наши дни развивается направление достаточно активно. К нам оно пришло из Европы. Это велосипедные туры, которые полезны и увлекательны, за что их выбирают многие.

Идеальным препровождением времени будут и велопоходы, организуемые на выходные дни. Активные люди отдают предпочтение им вместо банальных «вылазок» в ближайший замусоренный лесок. Организованная поездка приносит массу впечатлений, открывая людям глаза на то, сколько уникальных мест совсем рядом: чистейшие рощи невиданной красоты, таинственные затоки всего в 20-30 километрах от города, леса с пышной растительностью, манящие воды лесных озер, где можно искупаться и организовать рыбалку.

Познакомиться с впечатлениями бывалых путешественников можно на тематических форумах. Там же представляют они фотоотчеты о пройденных маршрутах. Однажды решившись на такую поездку, вы навсегда останетесь верным поклонником велотуризма.

Особенности велотуризма в разных странах

Спорить с тем, что в странах Европы культура велотуризма на порядок выше, не стоит. И относится это не только, даже, не столько, к состоянию дорог, сколько к человеческому фактору, настрою и тенденции в целом.

Для автоводителей на дорогах европейских велосипедист — друг и брат. На него свысока не смотрят, не подрезают. Напротив, в силу языковых возможностей, стараются помочь.

В городах, особенно крупных, там устроены велодорожки, поэтому ехать нужно по ним, а, не где удобно туристу. Есть там и велопарковки, поэтому железный друг будет под присмотром, если вам захочется побывать в Лувре или попить знаменитого баварского пива, искупаться в океане или полюбоваться старинными замками.

Для приверженцев «дикого отдыха» станут разочарованием низкие цены кемпингов, где есть все блага цивилизации. Им не захочется останавливаться «где пожелаешь».

Велотуризм в последние годы становится и у нас популярным. Сложность в такой поездке – невежество окружающих и водителей, отсутствие кемпингов и качественных дорог. Но, туристы после продолжительной езды среди мигающих фар огромных фур, мчащихся на приличной скорости, согласны ночевать в палатках, готовить пищу на костре, а на заре слушать волшебные трели птиц, наблюдать за пробуждающейся природой, принимать ванны в еще прохладных водах озер и рек.

Этих людей ничем не испугать. А посмотреть, есть что и у нас: Житомирщина, Закарпатье и Карпаты, Байкал и «Пушкинские горы», «Золотое кольцо» и Крым.

Настоящий коктейль эмоций их незабываемых красот и физической активности.

Видео: Велотуризм

Велотуризм исключительно для несведущих людей кажется каким-то подобием или аналогом легкой прогулки. Дескать, спокойно крутишь педали и смотришь себе по сторонам, попутно изучая местность и радуясь всем прелестям жизни. На самом же деле на пути у велотуриста возникают самые разнообразные опасности, например, автомобили или поваленные деревья, а еще большие и маленькие камни. Как вариант, подпортить отдых могут даже злые собаки. Это уже не говоря о том, что может резко испортиться погода, а ехать, когда в лицо дует ледяной ветер, а за воротник течет дождь, мягко говоря, неприятно. Тем не менее, количество велотуристов и поклонников столь активного отдыха с каждым годом растет. И виной тому непередаваемое и ни с чем не сопоставимое ощущение летящей свободы. Оно стоит всех перенесенных трудностей или невзгод.

Виды велосипедного туризма

По своим конструктивным особенностям велотуризм подразделяется на несколько видов. Они различаются. К примеру, цивилизованный велотуризм являет собой хорошо всем известные, самые обычные прогулки на велосипеде по местности, которая оптимально подходит для такого времяпровождения. Здесь, как таковых, не встретить преград или приключений, зато в изобилии красивые и живописные виды местности. В общем же это настоящий рай для новичков.

Спортивный велотуризм – это такой вид спорта, который, к сожалению, сегодня в упадке. Зато он заставляет своих поклонников ставить новые и новые рекорды. Требуется за определенный период времени преодолеть некоторое, заранее предусмотренное, расстояние. К примеру, добраться на велосипеде от Москвы и до Владивостока, скажем, за пару месяцев.

Гонщицкий велотуризм подразумевает ситуацию, когда путешественники не обращают никакого внимания на достопримечательности, они только едут. И чем быстрее, тем лучше, на поэзию нет времени. Тут главное состоит в преодолении заданного расстояния. Они буквально «проглатывают» заданное пространство. Но это по-своему интересно и азартно.

Экспедиционный велотуризм предпочитают те люди, которым в удовольствие преодоление препятствий. Например, с рюкзаком для велотуризма в поход через горы или ледовые поля, а еще через замерзшие водоемы - реки и озера. С каждым разом они будут прокладывать себе еще более сложный маршрут.

Байкерский туризм - это по сути дела, проверка мощности вашего велосипеда. Чем быстрее будет происходить движение по трассе, тем лучше. Между прочим, байкеры со стритрейсерами то и дело красуются и соревнуются друг перед другом в технике. Зимний велотуризм, полностью, соответствует обозначенному в нем времени года. Получается, что это прогулки как раз в плохую или, как минимум, очень холодную погоду. Как говорится, все на любителя.

От чего зависит успех велопохода?

Прежде всего, от вашей физической подготовки, а также от правильного выбора велосипеда.

Совет

Велосипеды бывают разных видов, и чтобы подобрать оптимальный для себя, следует о них подробнее узнать.

От правильности выбора велосипеда будет зависеть если не все, то многое. В частности, получится ли у вас путешествие, или нет. Если вдруг ошибетесь, то велосипед грозит, тут же превратится в бесполезную добавку к пешей прогулке.

Совет

Новичкам будет лучше обратиться к специалистам за помощью - начальные знания все равно нужны.

Лучшим видом велосипеда, считается самый обычный, туристический. У него прочная рама шоссейного профиля, а также изогнутый руль и колеса размером в 622 миллиметра.

Хорош и маунтин-байк, он же горный велосипед. При меньшем диаметре колес и прямом руле, у него все узлы с деталями могут похвастать повышенной прочностью. Такой транспорт подходит для агрессивоного стиля поездки, но не особо пригоден для долгих велопоходов.

Кроме того, попадаются и гибриды горного с туристическим велосипедов. Правда, они сочетают в основном не преимущества, а недостатки обоих видов. В общем, специалисты их не рекомендуют.

Где можно заниматься велотуризмом?

Чтобы отправиться в поход «на двух колесах», вовсе не обязательно покидать пределы страны.

В России довольно-таки обширная география для велотуризма. Можно прокатиться, скажем, от Калининграда и до Урала. Есть и получше маршруты, когда в процессе возможно увидеть много достопримечательностей нашей огромной страны. Золотое кольцо определенно доставит вам массу впечатлений. На пути попадаются очень живописные места, будь то поля и сосновые боры, а еще березовые рощи. Не надо упускать из виду, возможность лицезреть архитектуру древних городов, в частности, Суздаля, Владимира и Костромы, а еще Ярославля и Углича. Такая поездка занимает около 10 дней.

Хорош тур будет от Пушкинских гор и до Пскова, обязательно через город Изборск. Вы многое узнаете об истории российского зодчества, и увидите те места, где в свое время творил светило русской поэзии - А. С. Пушкин.

Маршрут по средней полосе России

По средней полосе России имеется множество уже проработанных маршрутов к истокам реки Волги, вокруг речки Ладоги или по перешейку Карелии. Можно проехаться в природный парк «Валаам», чтобы увидеть скиты, а также побывать в Спасо-Преображенском соборе.

Карелия

В Карелии имеются очень популярные туры в направлении равнинного водопада Кивач - он является вторым по величине во всей Европе, а теще к курорту «Марциальные воды». Но самым красивым карельским туром будет поездка по ландшафтному заповеднику под названием «Толвояри».

Республика Марий Эл - еще одна зона велопоездок. Тут леса, озера с реками и луга. Путешествовать тут - сплошное удовольствие. Большинство из маршрутов идут через сосновые боры или вдоль речек, по очень красивым местным лугам.

Уральские велопоездки предлагают комбинированные туры. Как вело-, так и водные. Туристов тут ждет национальный парк под названием «Башкирия», далее к границе с заповедником «Шульган-Таш». Он единственный во всем мире охраняет пчел. На Алтае есть межгорные котловины и хребты, а еще степи с реками. Можно также прокатиться вдоль речки Катунь, чтобы потом пересечь ее на рафте.

Маршрут по Байкалу

Наиболее интересный маршрут по Байкалу начинается вместе с началом зоны тайги Приморского хребта, тянущегося вдоль юго-запада побережья озера. Потом он сворачивает к Тажеранской степи, которая очень богата на овраги и небольшие соленые озера. Здесь можно любоваться живописным видом на Байкал. Заканчивается этот маршрут аж на Ольхоне.

Совет

Если вы не являетесь опытным велосипедистом, отправляйтесь для начала в коротенький поход, не более чем на 3 дня. Для этого подойдут и окрестности города, в котором вы живете.

Куда можно поехать в велотур за границу?

Подобное поддерживается во многих странах мира. В мире есть сотни увлекательнейших маршрутов для велосипедных туристов. Конечно, все не осилить, надо начинать с самого интересного.

Велотуризм за границей

Велотуризм на острове Уайт

Остров Уайт в Англии обожают практически все современный велотуристы. Путешествовать тут – то еще удовольствие. Мало того, что рельеф разнообразный, так еще и вечно проходят какие-то фестивали.

В Провансе солнечно, а еще множество виноградников. Тут же ухоженные сады и скалистые склоны со старинными селами. Главным пунктом назначения будет гора под названием Мон Ванту.

На Западном берегу Тасмании кататься на велосипеде, конечно, непросто, ведь ландшафт там особенный. Но вот масса приятных впечатлений гарантирована. Вы вдоволь налюбуетесь на прибрежные городки, горы, озера и водопады.

Езда по Сан-Хуану позволяет любоваться бухтами, а также причудливой береговой линией. У каждого из островов имеются свои отличия. Кроме разных имен - Оркас, Лопес, а также Сан Хуан вы увидите разных животных. Где-то попадется тюлень или выдра, а то и касатка. Возможно, даже увидите воочию морского льва. Над островами время от времени пролетают орлы, а в лесу живет большое количество оленей.

Вьетнам

Во Вьетнам прелестная природа, но популярнейшим веломаршрутом является тот, что проходит по национальному шоссе под номером 1. Стоит заранее иметь в виду, что он довольно длинный, но очень уж живописный, ведь идет вдоль побережья этой страны.

Велотуризм по графству Клэр

А маршрут в графство под названием Клэр облюбовали себе поклонники различных песчаных пляжей или огромных скал. Велотуристы, которым посчастливилось попасть в Ирландию, заражаются от местных традициями и тоже в результате идут в паб. Там пропустили по паре кружек, потом пошли и в гостиницу. Ну, а дорога никуда не денется, подождет и до завтра.

Куба

На Кубе просто потрясающий, даже захватывающий спуск с горы Баракоа до южной части побережья. Он занимает 9 километров и проходит по шоссе, называемом Ла-Фарола. Вдоль него находятся скалы, сплошь покрытые тропической растительностью. С каждым метром человек все ближе к океану. Главное – это вовремя притормозить.

Красивые линии берегов, скалы и чистейшее озеро под названием Брасс Д`ор есть в Канаде. А хребты Кейп-Бретон - вообще предел мечтаний велотуриста. По пути следования вы увидите рыбацкие деревни, а в лесу гуляют лоси, олени и бобры.

Маршрут по региону Фриули-Венеция-Джулия

Регион с длинным названием Фриули-Венеция-Джулия позволяет полностью окунуться в медлительную, неспешную и размеренную жизнь современных итальянских фермеров, которые тщательно обрабатывают землю и ухаживают за своими садами, а в перерывах попивают вино, лежа в тени у деревьев.

Полуостров Отаго

Полуостров Отаго в Новой Зеландии интересен тем, что так вдоль береговой линии океана тянется серпантин из множества поворотов. На пути туристов будут поджидать крутые подъемы и быстрые, за душу берущие спуски, а еще очень назойливые птицы.

Вывод:

Если вы являетесь любителем велотуризма, то, как видите, есть множество разнообразных маршрутов на любой вкус. Остается лишь определиться с выбором и совершить путешествие, которое запомниться надолго. В общем, начать можно с чего угодно, чтобы понять, что вам более всего по душе.


Велотуризм - видео

Для современного жителя велосипед является настоящим подарком: это самое надежное транспортное средство, когда-либо изобретенное человеком. Всего лишь на 20-25% увеличивая вес тела человека, он позволяет увеличить скорость передвижения как минимум вдвое в таком же спокойном темпе.

Велосипед позволяет поддерживать физическую форму, он мобилен и при случае байк можно вручную переносить через ручьи, его можно положить в надувную резиновую лодку и перевезти через реку, а потом лодку положить в рюкзак и снова путешествовать по суше. Кроме того, велосипед можно даже навьючить себе на спину и преодолеть обрывистый склон и каменистую осыпь. Все эти преимущества способствовали тому, что велосипедный туризм стал не только средством отдыха, но для некоторых стал и образом жизни.

Велосипедный туризм настолько демократичный вид здорового времяпрепровождения, что можно выбрать как семейный маршрут выходного дня в городском парке, так и настоящий многодневный поход, после прохождения которого можно получить настоящую категорию.

Каким бывает велосипедный туризм

Российская Федерация во многом уступает экономически развитым государствам. Но в чем ей нет равных во всем мире, так это красота природных богатств, которые сосредоточены на одной седьмой части всей суши. В России одновременно может существовать и знойный день под пальмами и магнолиями и одновременно – снежная ночная вьюга за Полярным кругом. Поэтому к такому явлению, как велосипедный туризм, должно быть проявлено особое внимание, поскольку существуют разные виды этого увлечения.

С него лучше всего начинать. Это, как правило, неторопливая поездка в дружеской компании куда-нибудь за город, на природу, на шашлыки у костра, с палатками, как правило, на 2-3 дня, не больше. Смело можно считать такой маршрут удвоенным или утроенным походом выходного дня с ночёвкой на природе.

Не так страшен чёрт, как его малюют. Слово «экстремальный» здесь применяется в значении «побывать в не слишком заезженных местах». Для такого продвинутого туризма можно использовать горные велосипеды, например, Merida и GT. Иногда целью подобного занятия является борьба с препятствиями, и, изрядно выпачкавшись в грязи, затратив массу сил, но очень довольные, байкеры-экстремалы спокойно останавливаются на ночь в комфортабельной гостинице. Вторая часть туристов желает полностью «слиться» с природой, в таком случае место ночлега обычно бывает очень похоже на самые красивые и желанные обои для рабочего стола.

Этот вид туризма хорош тем, что для участия в нём можно легко пригласить понравившуюся девушку. Как известно, большинство девушек с не очень большим энтузиазмом узнают о том, что в походе придется обойтись без душа, если только не встретится по пути речка. При цивилизованном туризме перерывы для ночлега запланированы в гостиницах, а средний пробег за сутки не превосходит 50-60 км.

Плюсы очевидны: не нужно таскать палатку, топорик или ножовку, чтобы заготовить дрова, котелок, коврик. Поклажа существенно уменьшается. Запас пищи тоже не очень большой. Кроме того, каждый вечер – свежая постель, хороший ужин, который в «цивилизованном месте» кажется еще вкуснее.

Минусами является постоянная неуверенность в наличии свободных мест в гостинице с разработкой «запасного варианта», а иногда и двух, и, конечно, большая затратность по сравнению со «спартанскими условиями», когда ночуют в палатке.

Серьезный туризм: покоряем «категории сложности»

Для тех, кто решил, что велотуризм – это серьезно, тоже нет никаких преград. Современная система категорирования велосипедных маршрутов достаточно гибкая и демократичная. Существуют 6 категорий сложности, которые подразделяются по суточному и суммарному пробегу, набору высоты за сутки, количеству дней пути, а также по преодолению особых препятствий: водных преград, каменистых осыпей, участков бурелома и прочих.

Для прохождения маршрута первой категории сложности не требуется специальных допусков: могут присутствовать все желающие. Велосипеды для туризма тоже никак не регламентируются: катайтесь, на чём хотите. Для прохождения маршрута достаточно в течение одной недели делать по 50 км в день, возможно, даже по шоссе без всяких препятствий. Один день (чаще в середине недели) дается на отдых и на совершение радиальных маршрутов всеми желающими.

Что касается высших категорий сложности, то за поход нужно набрать не менее 800 км пробега, но количество километров в день даже меньше: 40. Другое дело, что из этого количества 500 км должно пролагаться по труднопроходимой местности, где твердая тропинка – большая удача.

Как выбрать байк для туризма

Велосипед для туризма выбрать совсем не просто. Если кто-то рекомендует дорожный байк, то нужно иметь в виду, что в таком случае придется дышать выхлопом на обочинах шоссе по той причине, что дорожные велосипеды созданы для поездок с прямой спиной и отсутствием распределения веса на руки. Это значит, что вне дорог с гравийным покрытием и на пересеченной местности при езде под уклон он уязвим. Кроме того, как правило, именно потому, что дорожный велосипед используется для прогулки по парку и для поездки на дачу за молоком, он или не имеет вообще передач, или имеет их недостаточное количество, как в случае с Ашан-байками.

Велосипед для велотуризма должен обладать следующими качествами:

  • Быть надежным, при техобслуживании узлов должен подходить универсальный инструмент, сталь, которая идет для гаек и болтов должна быть настоящей, инструментальной, твердой, а не китайской, мягкой. В противном случае можно посреди природы оказаться в ситуации, когда руль торчит не «рогами вверх», а «рогами вниз». А закрепить его в кронштейне никак невозможно, так как гайка из шестигранника превратилась в цилиндр. Прежде чем выбирать себе и друзьям велосипеды для туризма, поищите о производителе отзывы на сайтах.
  • Иметь крепкую и легкую раму, желательно алюминиевую, идеальный вариант – с пожизненной гарантией, как у велосипедов GT, которая позволяет поднять достаточный вес, кроме хозяина байка.
  • Однозначно нельзя сказать, каков должен быть лучший велосипед. Ясно, что он должен обладать значительной грузоподъемностью и иметь места для помещения объемного велосипедного рюкзака, лучше по классической схеме компоновки, при которой максимальная масса находится сзади и внизу. Она может достигать 20 – 25 кг.
  • Такой байк должен иметь сильную переднюю вилку с воздушным и гидравлическим амортизатором.

Существует понятие «экспедиционного велосипеда». Это гибрид между дорожным байком и горным велосипедом , который имеет более широкие покрышки, грузоподъемность, и при этом хорошую проходимость горного велосипеда. Выбрать велосипед такого класса в нашей стране почти невозможно. Они производятся в основном в Европе и США небольшими партиями.

Необходимый минимум снаряжения и экипировка

Все велосипеды для туризма могут поднять столько вещей, сколько могут потянуть его владельцы. В конце концов, источником байка является мускульная сила велосипедиста. Классическое снаряжение для велотуризма (предполагается полная автономная ночевка на открытой местности при передвижении в одиночку) включает набор следующих предметов:

Именно наличие палатки придает уверенность при наступлении сумерек: как-никак, свой дом всегда рядом. Старайтесь приобрести лёгкую, непромокаемую и прочно крепящуюся палатку.

Несколько квадратных метров полиэтиленовой ткани с уголками, подшитыми «кармашками». В случае сильного дождя сверху можно накрыть палатку, положив в уголки камни, чтобы импровизированный тент не унесло. Если у вас куплена легкая палатка, то это нужно сделать обязательно. Она может быстрее промокнуть.

Спальник . Хороший спальный мешок обязательно имеет маркировку нижней температуры, которая различается для мужчин и женщин в силу разного строения репродуктивной системы.

Пенка, или каремат. Представляет собой мягкий полиуретановый коврик из вспененной пластмассы, который сохраняет тепло. Его используют в качестве матраса под спальным мешком. Но некоторые очень любят возить с собой легкий надувной матрас, на котором с большим комфортом можно выспаться. Кроме того, если палатка для велотуризма по ошибке установлена в низине, то сон на возвышенном надувном коврике может помочь проснуться сухим, если в палатку попала вода.

Герметичный мешок. В нем нужно хранить примус, деньги, документы, средства связи и смену теплого белья, а также спички.

В том случае, если вы забрались очень далеко, то всегда имейте бумажную карту местности, компас и механические или кварцевые часы. В этом случае гораздо легче найти правильное направление, а велотуризм предоставляет лучшие скоростные возможности.

Медицинская аптечка. В ней всегда должны быть нитроглицерин для купирования сердечной боли, средства от диареи, стерильный бинт и антисептики при травмах, жгут, препараты от гриппа и лихорадки. Можно добавить капли альбуцида (конъюнктивит при попадании пыли в глаза), йодантипирин при укусе клеща (средство профилактики энцефалита), спазмолитики (Но-Шпа).

Важно иметь средства от аллергии (Супрастин, Диазолин), трубчатый бинт и стерильные салфетки. Можно иметь кровоостанавливающую гемостатическую губку, а также порошок стрептоцида для присыпки ран. Велотуризм иногда чреват падениями.

Не лишней будет упаковка активированного угля на случай отравления, а также упаковка регидрона (в случае потери электролитов при развитии рвоты и поноса при отравлении). В довершение всего можно положить назальный спрей для купирования насморка, а также сосательные леденцы при боли в горле. Из средств гигиены очень нужна детская присыпка или тальк для потертостей, крем от солнца, гигиеническая помада для губ. Можно иметь влажные салфетки для умывания и жидкий шампунь.

В этот перечень не вошли всегда возимые с собой в обязательном порядке насос, камера, ремонтный набор (монтажки, велоаптечка, ключи, средство для смазывания цепи и другие «мелочи»).

Особняком стоит светодиодный налобный фонарь, примитивный сотовый телефон без наворотов, который держит заряд не менее недели. Хорошие аппараты становятся бесполезными, если три дня нет доступа к розетке. В том случае, если посчастливится поставить динамо-колесо, источник зарядки будет всегда у вас на руле в виде USB-разъема. Такие велосипеды для туризма не продаются, но можно их модифицировать.

Также нужна туалетная бумага и рулон пакетов для мусора. Нужно помнить, что люди не свиньи.

Одежда и обувь

Велосипеды для туризма, кроме вышеперечисленного, как правило, везут на себе запас одежды. Одежда и обувь, в зависимости от сезона, планируется следующая:

  • Кроссовки , лучше из натуральной кожи, шлепанцы, шерстяные носки и две пары хлопчатобумажных.
  • и подшлемник приветствуются любителями довольно агрессивной езды, а также при наличии затяжных спусков на пересеченной местности. Степенным и пожилым велотуристам шлем и подшлемник, как правило, не требуется. Велосипеды для туризма в этой возрастной категории, как правило, не предназначены для прыжков.
  • Велоперчатки с гелевыми вставками очень желательны.
  • Пара термобелья, дождевик. Велотуризм в сыром виде – не очень приятное занятие.
  • Хорошо иметь легкую вязаную шапочку – «менингитку». Даже летом рано утром в горах могут мерзнуть уши, а при затяжных спусках можно «доездиться» до отита и даже менингита.
  • Куртка. Главная одежда. Выбирайте куртку, которая хорошо впитывает пот, является легкой, теплой и хорошо заметной водителям транспорта. Хорошо нашить на нее узор из светоотражающей ленты.

Из кухонных принадлежностей всегда имейте КЛМН: кружка, ложка, миска, нож. Нож лучше иметь в чехле, а кружку для удобства взять с двойными стенками. Они хорошо сохраняют тепло.

Если путешествуете в группе, может потребоваться газовая горелка, так как не везде разрешается разводить костры. В России лучше иметь ножовку или топорик, котелок и спички. Спички нужно обмакнуть в расплавленный парафин, и они никогда не отсыреют. Для верности хорошего розжига можно взять несколько таблеток сухого горючего.

Моток алюминиевой проволоки. Может понадобиться где угодно, но чаще всего – для подвешивания котелка над костром.

Не забудьте емкость для воды (5-литровую пластиковую бутылку), а также ухватку для горячего котелка и консервный нож.

В том случае, если остаются вскрытые консервные банки, то прежде, чем их закопать, нужно бросить их в костер. Слой олова выгорает, это помогает банкам очень быстро разложиться в земле.

Мы охватили в этом обзоре почти все необходимые вещи, которые должны нести на себе велосипеды для туризма, кроме самих байкеров.

Передвигаясь на машине, вы не успеваете рассмотреть красивые здания, пешие прогулки могут быть слишком утомительны, да и на своих двоих далеко не уйдешь, а вот велосипеды - совсем другое дело! Кроме того, сейчас во всех странах мира проводится активная социальная политика по развитию велосипедной культуры, так число идеальных для велотуристов городов год от года будет только расти.

Мы решили вспомнить несколько точек на карте, которые уже сейчас носят гордое звание bike-friendly.

Ни один другой город планеты не мог открывать этот список: бесспорная велосипедная столица мира - это Амстердам . Он словно создан для того, чтобы передвигаться по нему на двух колесах. Это невероятно, но 40% всего городского трафика составляют здесь именно велосипедисты, для которых в столице Нидерландов созданы все необходимые условия: выделенные полосы для движения, светофоры, специальные охраняемые парковки, навесы для защиты железных коней от непогоды и, конечно, самые живописные маршруты вдоль многочисленных набережных.

Почти половина жителей Копенгагена добирается до работы или учебы на велосипеде. В этом городе зарегистрировано велосипедов больше, чем количество проживающих здесь человек. Кроме того, в Дании существует Велосипедное посольство. Нужны ли еще аргументы в пользу того, что Копенгаген заслуживает право называться одним из самых bike-friendly городов мира? А они есть - ежегодно королевство тратит от 20 до 30 миллионов долларов на развитие велосипедной инфраструктуры - новых дорожек, парковок, светофоров. Кроме того, туристы в Копенгагене могут взять общественные велосипеды абсолютно бесплатно, для этого лишь нужно оставить залог, который вам вернут после окончания велопрогулки.

Еще один город, который непременно стоит исследовать, передвигаясь по нему на велосипеде, - Сан-Франциско . В одном из самых густонаселенных городов Калифорнии загруженность транспорта растет невероятными темпами, поэтому переход на велосипеды стал отличным выходом из сложившейся ситуации. Местные власти активно поддерживают предложения, которые упрощают жизнь велосипедистов: в Сан-Франциско появляется все больше живописных маршрутов, а автобусы оборудуются специальными креплениями и площадками для перевозки велосипедов.

В Берлине около 13% местных жителей называют велосипед своим основным средством передвижения. По сравнению с Нидерландами и Данией эти цифры кажутся скромными, но впечатляют темпы роста - за 10 лет число владельцев велосипедами выросло вдвое. Учитывая то, что в Германии довольно холодные и долгие зимы и велосезон открыт лишь в теплое время года, это не может не радовать. Как и широкие улицы, специальные дорожки и парковки, а также приложение для мобильных телефонов BBBike, которое помогает определить лучший велосипедный маршрут в городе от точки А до точки Б.

В 2007 году городской совет Барселоны провозгласил курс на развитие велосипедной культуры, и за прошедшие с того момента годы добился выдающихся результатов. Главным достижением стала постройка более 100 велосипедных станций по всему городу: взять велосипед можно на любой из них,вернуть тоже. Совет работает не покладая руль, расширяя сеть велосипедных дорог и строя подземные парковки. Кроме того, в сентябре в Барселоне проходит день без автомобилей, когда все жители пересаживаются на двухколесный транспорт, а в мае организовывается целая Bike Week!

Базель - тихий и живописный швейцарский городок, окруженный красивейшими полями, виноградниками и пастбищами крупного рогатого скота. Здесь велосипедисты не столько добираются на своем транспорте до пункта назначения, сколько любуются пейзажами, медленно маневрируя по улочкам. Но при этом здесь, естественно, созданы все условия для наездников - выделенные полосы, светофоры, карты самых впечатляющих маршрутов и многие другие приятные сердцу любого велосипедиста опции.

Североамериканские города не могут похвастаться развитой системой поддержки велосипедного транспорта, поэтому Монреаль особенно выгодно выделяется на их фоне. Велосипедные дорожки здесь стали строить в середине 1980-х и к сегодняшнему дню они плотной паутиной окутали уже весь город и близлежащие окрестности. Велосезон здесь, в отличие от большинства европейских городов, не круглогодичный, но когда позволяет погода, прогулки превращаются в увлекательное путешествие. Если верить социологическим опросам, почти половина местных жителей крутит педали хотя бы раз в неделю.

Возможно, попадание в рейтинг этого динамичного мегаполиса с многомиллионным населением и перегруженной транспортной системой покажется кому-то странным, но здесь нет ничего удивительного: в центральных районах Токио жизнь гораздо размереннее, чем в деловых кварталах и идеально подходит для любителей велосипедных прогулок. Здесь райдеры не затянуты в лайкру, как велосипедисты из Лондона или Нью-Йорка, и не стремятся сжечь максимум калорий, крутя педали своего новомодного агрегата. Японцы предпочитают ездить спокойно, никуда не торопясь, а их транспорт зачастую украшают очаровательные корзинки для продуктов.


Top