Упражнение для ватерполистов с мячом. Тренеры по водному поло: тренировки с профессионалами

1. Во время игры все время смотри: где мяч?

2. Если твой партнёр не ждет паса - никогда не давай ему мяч!

3. Получай и передавай мяч в движении!

4. Не передерживай мяч у себя!

5. Укрывай корпусом мяч от соперника!

6. Заплывай на ход защитнику!

7. Не бей в ближний угол!

8. Дай дорогу партнеру, который плывёт с мячом к воротам противника.

9. Не создавай «кучу» у ворот противника!

10. Во время атаки будь свободен от опеки своего соперника.

11. Мяч у твоей команды – плыви вперед, мяч у противника – плыви назад к своим воротам!

12. Не пропускай соперника к своим воротам!

13.Всех игроков команды противника – держать плотно!

14.Никогда не ругайся, не спорь с судьями, относись с уважением к игрокам, к тренерам, к зрителям!

Разъяснение первоначальных принципов

Водного поло

1. ВО ВРЕМЯ ИГРЫ ВСЁ ВРЕМЯ СМОТРИ: ГДЕ МЯЧ?

Одним из важнейших принципов игры является принцип: «Во время игры всё время смотри: где мяч?» Поэтому во время игры необходимо как можно меньше опускать лицо под воду, необходимо крутить головой, визуально контролируя всю картину игры, поскольку её развитие зависит от того, где в данный момент находится мяч, какая из команд владеет мячом. От этого, в первую очередь, зависят все действия игроков.

2. ЕСЛИ ТВОЙ ПАРТНЁР НЕ ЖДЁТ ПАСА - НИКОГДА НЕ

ДАВАЙ ЕМУ МЯЧ!

Очень часто, особенно в играх молодых ватерполистов (а зачастую и в играх опытных команд) мы можем видеть, как даже точная передача не находит своего адресата, потому что последний проплывает мимо мяча, не видя его. И наоборот, если игрок видит момент передачи, он может завладеть мячом, даже если пас не точен.

Игроки высокой квалификации могут ждать паса, не глядя на партнёра: это становится ясным из их действий перед получением мяча (к примеру: в контратаке плывущий вперёд игрок резко изменяет направление движения и плывет вперёд в край). Огромное значение здесь имеет взаимопонимание между партнёрами, которое достигается долгими годами тренировок и выступлением в одной команде.

Для менее квалифицированных спортсменов этот принцип может быть сформулирован по иному: «Если твой партнёр не смотрит на тебя – мяч ему не давай!»

3. ПОЛУЧАЙ И ПЕРЕДАВАЙ МЯЧ В ДВИЖЕНИИ!

Подвижность игрока состоит в его способности постоянно перемещаться по полю и все время быть способным для приема мяча. В условиях жёсткого прессинга для игрока, чтобы своевременно получать и передавать мяч, недостаточно только быстро плавать.

Во время движения необходимо постоянно контролировать взглядом поле, видеть всех партнёров и соперников. После получения мяча игрок не должен искать, кому дать пас, а обязан быть уже готовым мгновенно сделать точную передачу.

4. НЕ ПЕРЕДЕРЖИВАЙ МЯЧ У СЕБЯ!

Одной из главных ошибок начинающих спортсменов является то, что, получив мяч, они сосредоточивают всё своё внимание на этом мяче и начинают контролировать его, не замечая ни своих партнёров и соперников, ни действий судьи, ни показания хронометра, и пропускают все выгодные ситуации для своей команды.

5. УКРЫВАЙ КОРПУСОМ МЯЧ ОТ СОПЕРНИКА!

Когда нападающий владеет мячом, он должен «укрывать» его своим корпусом от соперника, не давая тому возможности отобрать мяч.

Это касается и игры центрального нападающего, когда он борется с защитником и старается забить гол. Для него важно не отталкиваться от защитника спиной в этот момент, так же, как и рукой или головой, что является нарушением правил. Подвижный нападающий, который плывёт с мячом к воротам противника, также должен укрывать мяч корпусом. Для этого он должен плыть так, чтобы защитник был бы все время за его спиной, то есть заплывать тому на ход. В этом случае для его опекуна будет опасно заплывать ему на спину или ноги, что может судиться как грубая ошибка. Методы укрывания мяча корпусом нужно отрабатывать во время тренировок.

6. ЗАПЛЫВАЙ НА ХОД СОПЕРНИКУ!

В водном поло очень часто решающее преимущество даёт не скорость плавания, а умение плавать, создавая максимальные помехи своему сопернику. Самым распространенным способом для этого является заплывание на ход сопернику или ”оттирание”его. Защитник, догоняющий плывущего нападающего, опасается в этот момент наплыть на ноги или на корпус нападающего, что по правилам карается удалением из воды, и будет пытаться, изменив направление плавания, с другой стороны оплыть и догнать нападающего. Почувствовав изменение направления движения защитника, нападающий должен изменить направление своего движения таким образом, чтобы опять оказаться на пути движения защитника. Применяя этот манёвр, даже имеющий меньшую скорость плавания нападающий (например, ведущий мяч), может уверенно сохранять преимущество в позиции до самых ворот противника.

7. НЕ БЕЙ В БЛИЖНИЙ УГОЛ!

Практика показывает, что большинство бросков производится в ближний угол ворот. Поэтому игрокам (особенно неопытным) кажется, что гол легче забить именно в ближний угол.

Но «закрыть» ближний угол и является главной задачей вратаря. Поэтому зачастую лучшим путем является: не бить в ближний угол ворот, а, используя обманные движения рукой, держащей мяч, заставить вратаря сместиться в ближний угол – и сильным или, наоборот, «навесным» броском пробить в дальний угол ворот.

Бить «в касание» в ближний угол ворот нападающему имеет смысл только после паса с противоположного края, когда вратарь не успевает переместиться из дальнего угла ворот в ближний..

И вот ещё что: практика показывает, что, если, всё-таки, игрок вынужден пробивать в ближний угол ворот, то лучше пробить в верхний угол, а если – в дальний угол ворот, то – низом или навесом.

8. ДАЙ ДОРОГУ СВОЕМУ ПАРТНЁРУ, КОТОРЫЙ ПЛЫВЕТ С

МЯЧОМ К ВОРОТАМ ПОТИВНИКА.

Плыть без мяча легче и быстрее, чем вести мяч. Поэтому при контратаке игрок, ведущий мяч, обычно плывёт к воротам противника по кратчайшему пути. Партнёры, находящиеся перед ним, должны обеспечить ему «свободную воду», расплываясь вперёд в стороны. Таким образом, защитники команды противника «б» и «в» ставятся перед трудной задачей: плыть за своими подопечными нападающими «Б» и «В» - значит пропустить к воротам игрока «А», ведущего мяч; перейти на него - значит оставить за спиной своих подопечных «Б» и «В».



9. НЕ СОЗДАВАЙ «КУЧУ» У ВОРОТ ПРОТИВНИКА!

Присутствие большого количества атакующих игроков у ворот команды противника облегчает защитникам ситуацию в обороне и создает им хорошую возможность для контратаки. Создать помеху игроку могут многие защитники и даже свои партнёры. Спортсмены должны твёрдо усвоить, что в «куче» игроков около ворот противника возможность потерять мяч намного выше, чем забить гол.

Каждодневная практика подтверждает этот принцип игры.

10. ВО ВРЕМЯ АТАКИ БУДЬ СВОБОДЕН ОТ ОПЕКИ СВОЕГО

СОПЕРНИКА!

Для того, чтобы ватерполист мог максимально активно участвовать в атакующих действиях своей команды, он должен быть свободным от опеки игроков команды противника. Это довольно простое требование во время игры бывает очень сложно выполнить, так как цель защитника прямо противоположна: не дать игроку команды, владеющей мячом, выполнить свои функции. В условиях жёсткого прессинга бывает крайне трудно освободиться от опеки защитников, чтобы, например, набросить в очередной раз мяч центральному нападающему и добиться удаления защитника.

Первостепенное значение для освобождения от опеки защитника имеет техника перемещения ватерполиста в воде: старты, повороты, отвалы и т.п. Постоянная способность быть свободным требует также хорошей физической подготовки. Но главное здесь - это хорошее видение поля, чтобы игрок освобождался от опеки именно в тот момент, когда это нужно, когда ему будет адресована передача, и уже знал заранее, кому он должен будет передавать мяч в считанные мгновения освобождения от опеки защитника.

11. МЯЧ У ТВОЕЙ КОМАНДЫ - ПЛЫВИ ВПЕРЁД, МЯЧ У

ПРОТИВНИКА - ПЛЫВИ НАЗАД К СВОИМ ВОРОТАМ!

Каждому ватерполисту необходимо формировать привычку контратаковать и возвращаться к своим воротам. Лучше всего контратакуют игроки, которые хорошо видят поле, жесты судьи, секундомеры и умеют четко выполнять старты и повороты в воде.

Поэтому все упражнения, в которых вырабатывается искусство контратаковать, а именно: повороты, отвалы, перекатывания, резкие спринтерские рывки, заслоны корпусом, отработка точного паса и т.п., просто необходимы для ватерполиста.

12. НЕ ПРОПУСКАЙ СОПЕРНИКА К СВОИМ ВОРОТАМ!

Основой умения играть в обороне является умение плотно опекать соперника, не пропуская его к своим воротам. Необходимо всё время находиться между нападающим и своими воротами, реагируя на все изменения направления его плавания. Но при нахождении нападающего около двухметровой линии защитнику выгоднее занять место со стороны мяча перед нападающим, аккуратно контролируя его передвижения своими прикосновениями.

В то же время защитник, опекая своего подопечного, должен всё время следить за ситуацией на поле, за действиями и движениями своего оппонента и своих партнёров и, в первую очередь, за действиями судей, чтобы быть готовыми к контратаке или помощи своим партнерам.

Поэтому переключаться от одного вида обороны к другому (от ”прессинга” к ”зоне” или другим видам обороны) следует только после хорошего усвоения искусства игры прессингом.

13. ВСЕХ ИГРОКОВ КОМАНДЫ ПРОТИВНИКА - ДЕРЖАТЬ

Основа системой обороны команды – это, несомненно, прессинг. Именно при прессинге, когда каждый игрок команды плотно опекает своего подопечного и, таким образом, несёт ответственность за его действия, отчётливо проявляются все дефекты в технической подготовке спортсмена. В частности – это неумение выбирать место, игра «в корпус», а не на мяч, неоправданно грубая игра, отсутствие зрительного контроля над мячом и так далее.

Но все эти и другие недостатки проявляются лишь тогда, когда все без исключения защитники играют плотно. Кроме того, здесь очень важна тактическая и психологическая составляющая прессинга. Потому что лишь один, не опекаемый защитниками игрок команды противника, может «свести на нет» усилия всей своей команды. Поэтому, при команде тренера: «Играть плотно!»- все, без исключения, игроки обороняющейся команды должны плотно разбирать своих подопечных, не совершая простых (не говоря уже о грубых) ошибок, создавая, таким образом, максимум помех при развитии игры команде соперника. Неплотная игра со стороны кого-либо из обороняющихся должна рассматриваться, как серьезное нарушение игровой дисциплины.

14.НИКОГДА НЕ РУГАЙСЯ, НЕ СПОРЬ С СУДЬЯМИ, ОТНОСИСЬ С УВАЖЕНИЕМ К ИГРОКАМ, К ТРЕНЕРАМ, К ЗРИТЕЛЯМ!

Это прописные истины любого вида спорта. Нельзя добиться успеха в игре, если думать о чём-то другом. Каждый должен делать своё дело! А уважение других людей всегда взаимно!

/ Литература: Ю.В.Колосов « Тактика водного поло »1999г. /

ОСНОВНОЙ БРОСОК

Основной бросок называется основным, так как им выполняется подавляющее большинство бросков и передач в водном поло. Причина этого в том, что основной бросок выполняется с максимально возможной в водном поло силой и точностью. Обучение технике выполнения основного броска начинается с первых тренировок юного ватерполиста с мячом. В технике выполнения основной бросок имеет три фазы:

1. Ловля мяча

Спортсмены хорошего класса объединяют ловлю мяча и замах в одно целое, кроме того, для более

надёжного броска и дезориентирования вратаря часто применяются несколько ложных замахов («выкачивание» вратаря). Существуют ещё две разновидности основного броска – после ведения мяча и после опускания его на воду, где вместо фазы ловли мяча имеется фаза подъёма мяча. Но хорошо обученный главному варианту ватерполист легко выполнит все его разновидности.

1. Ловля мяча – важнейший элемент броска. Находясь в наивыгоднейшей позиции, имея хороший бросок, игрок не забьёт гол в игровой обстановке, если не поймает мяч. Классные игроки владеют способностью ловить мяч в самых неудобных положениях и моментах, что дает им возможность завершить атаку или сделать передачу в самой трудной ситуации.

Основой ловли мяча является устойчивость ватерполиста в воде, то есть мощная работа ног. При ловле мяча игрок выходит максимально высоко вверх и в этом положении остается несколько секунд от ожидания приёма мяча до завершения броска. Эта способность требует напряжённой, утомительной и кропотливой тренировки ног, которая продолжается годами во время всей тренировочной и игровой деятельности спортсмена. Техника работы ног основана на попеременной работе ног, делающих кругообразные движения, примерно, как в стиле плавания брассом, (вовнутрь) бедром, еще больше - голенью и стопой. После подтягивания ноги путем сгибания её под углом, близким к прямому или меньше его, в тазобедренном и коленном суставах, голень выносится в сторону, стопа разводится наружу. В этом положении круговыми движениями сверху вниз и осуществляется давление на воду, ответной реакцией на которое и является подъем корпуса ватерполиста из воды. В момент ловли мяча частота и амплитуда попеременных движений ног достигает предела.

Спортсмен опирается на воду также с помощью руки, делающей колебательные движения ладонью, осуществляющей давление на воду сверху вниз. Ватерполист должен держаться на воде надёжно, как на твёрдой поверхности.

Сама непосредственно ловля мяча начинается с того, что, поднявшись из воды, ватерполист протягивает руку и подает плечо навстречу летящему мячу. С момента касания мяча (которое должно быть неслышным на слух) начинается плавное торможение мяча за счёт одновременного:

а) отведения назад плеча и предплечья;

б) разворота предплечья и кисти с мячом наружу;

Фаза ловли мяча заканчивается, когда мяч покоится на отведенной в сторону, на уровне плеча, руке, то есть, когда игрок, держа мяч, готов произвести бросок.

Существуют две разновидности техники держания мяча после того, как игрок его поймал. Первая, – когда пойманный игроком мяч лежит на ладони и слегка поддерживается пальцами. При второй – пальцы крепко держат мяч.

При первом варианте техники держания мяча легче производить «кистевые броски», так как мышцы пальцев здесь не напряжены, а растянуты, что вызывает их более быстрое сокращение и, следовательно, более быстрый полет мяча.

Во втором варианте цепкое держание мяча в кисти позволяет производить многочисленные манипуляции им во время обманных движений, «выкачивание» вратаря и так далее, не боясь выронить мяч, что позволяет значительно разнообразнее и шире по амплитуде производить движение корпусом, плечом, предплечьем и кистью. Но

этот вариант менее приемлем и, даже вреден, для юных ватерполистов, поскольку короткими пальчиками мяч не возможно ни

удержать и ни поднять с воды,

Техника ловли мяча при нормальном пасе зависит от того, откуда была сделана передача: справа, слева, спереди или сзади.

Для броска в касание, без задержки, самая удобная (для правши) передача – это передача мяча справа. Не случайно большинство игроков предпочитают завершать атаки, получив мяч именно оттуда. При правильной передаче, направленной несколько назад за голову нападающему, ловля мяча заканчивается в положении уже сделанного замаха, то есть эти два элемента броска объединяются в одно целое, и сам бросок производится максимально быстро. Передача мяча должна быть достаточно сильной, чтобы вес мяча с силой давил на кисть игрока и помогал ему сделать замах, и достаточно высокой, чтобы вышедшему вверх из воды нападающему не пришлось бы ловить мяч где-то внизу в неудобном положении.

При выполнении основного броска при передаче мяча справа основная трудность заключается в том, что ловить мяч приходится не глядя на ворота. Поэтому, если игрок хочет пробить в касание, без задержки мяча, то он должен знать заранее, в какой угол и куда ему нужно бить, так как во время самого броска изменить направление полета мяча в случае необходимости почти невозможно.

Для максимальной быстроты броска нападающий, ловя мяч, уже должен находиться грудью в сторону ворот, а не в сторону передающего ему мяч партнёра, чтобы, поймав мяч, не тратить времени на дополнительный поворот корпуса в сторону ворот.

Значительно более легкой в отношении зрительного контроля будет ловля мяча слева. При этом нападающий также должен находиться в положении грудью прямо в сторону ворот, смотреть на передающего мяч партнера по команде и протягивать правую руку вперёд влево до касания мяча. Ловля мяча здесь происходит по большой дуге, без остановки переходя затем в замах. Общее время ловли и замаха будет здесь значительно большим, чем в первом случае (при передаче мяча справа). Зато после касания мяча во время ловли и замаха нападающий может смотреть на вратаря и следить за его перемещением, что значительно облегчает задачу забить гол.

Передача мяча должна быть здесь средней силы и на небольшой высоте, желательно направленной перед головой нападающего, чтобы он смог уверенно поймать мяч.

Получить мяч сзади игрок может, только находясь спиной к воротам или плывя к ним на спине. Он должен ловить мяч с минимальным отведением руки назад, так что мяч остается после ловли у него впереди. Остановив мяч в воздухе, игрок быстро делает поворот корпусом против часовой стрелки на 180 градусов, а плечо, предплечье, кисть вместе с мячом поворачиваются вдоль своих осей напротив, по часовой стрелке, на 180 градусов. Сам мяч при этом остается при этом примерно в одной точке. Оканчивается это совместное и одновременное движение корпуса и руки с мячом в положении, когда игрок с мячом, теперь уже находящимся сзади него, находится в положении готовности к броску, и ему не нужно для замаха отводить руку назад. Далее следует бросок.

Удобнее всего получать мяч для броска спереди, например, от центрального нападающего, находящегося у ворот. Игрок, получая мяч, одновременно в этом случае видит и пасующего ему мяч партнера и вратаря команды противника. Но для вратаря в этой ситуации нет никакой необходимости перемещаться в воротах, и это облегчает ему реагирование на бросок.

Ловлю мяча в движении нужно делать после остановки и выхода нападающего вверх из воды для того, чтобы поймать мяч по траектории передачи, недоступной для перехвата защитниками и чтобы включить в бросок помимо мышц руки и мышцы корпуса.

2. Замах – это тот элемент броска, когда рука ватерполиста выступает в роли лука, сгибаемого для накопления в нём потенциальной энергии, высвобождаемой при выстреле. Поэтому, чем шире будет замах и дальше в сторону назад будет отведена рука с мячом, тем сильнее будет бросок. Надо помнить, что если мяч отводится в сторону назад по дуге, то траектория движения кисти с мячом во время самого броска должна быть как можно ближе к прямой. Движения корпуса, плеча и предплечья при замахе у разных ватерполистов могут быть индивидуально различны, но мяч в кисти после окончания замаха с начала проведения броска и до того момента, когда он покинет кисть, должен у всех двигаться по прямой. При несоблюдении этого будет напрасно тратиться энергия на преодоление влияния ненужных поперечных колебаний.

Амплитуда замаха во время игры зависит от обстановки, во время которой производится бросок: в «куче» игроков она бывает минимальной для быстроты замаха.

Неразрывно с ловлей мяча, замахом и броском связан такой прием, как «выкачивание» вратаря. Его цель – заставить вратаря поверить в то, что после очередного «кача» будет произведен бросок, и вратарь будет вынужден среагировать на него выходом из воды. Сам же бросок будет совершен в незащищенный угол ворот после того, как вратарь опустится в воду.

Главное в «выкачивании» – это полная имитация броска, кроме посыла мяча в ворота. Для этого при посыле мяча вперёд из движения, чтобы удержать мяч в руке, выключаются предплечье и кисть. Корпус и плечо как бы отстают от них. Вдобавок кисть разворачивается таким образом, что тормозит мяч от движения вперёд. Высокий выход нападающего из воды и его мимика заставляют защитников и вратаря преждевременно раскрыть свои намерения, среагировать на ложное движение, и позволяют нападающему значительно легче забить гол.

«Выкачивание» надо специально учить на тренировках, причём следить, чтобы оно не стало привычкой для спортсмена, т.к. слишком часто служит не для обмана вратаря, а для того, чтобы просто удержать мяч в руке вследствие плохого умения его ловить. Именно на «выкачивание» игроков, умеющих хорошо бить в касание, и реагируют вратари.

3. Сам непосредственно бросок начинается с поступательного вперёд движения плеча, предплечья и мяча в кисти руки. Мяч должен двигаться вперёд с ускорением, от нуля в начале броска до максимального в его конце. Важнейшим моментом при этом является заключительное, придающее окончательное ускорение и направление мячу, движение кистью руки. Именно это движение и является главной индивидуальной отличительной чертой техники броска. Вратарь реагирует выходом из воды вверх в сторону на замах нападающего и бросок, и изменение направления полета мяча кистевым движением может застать его врасплох. Кроме того, очень важным является момент выпуска мяча кистью руки. Мяч может покинуть кисть не только в момент набора мячом максимальной скорости, но и тогда, когда скорость мяча станет опять падать.

Самое опасное для вратаря – это несколько отстающее, «запаздывающее» движение кистью, «кистевой бросок». Кисть с мячом замедляет движение в конце своего поступательного движения, вратарь начинает опускаться из положения приподнимания, и в это мгновение кисть резко посылает мяч в ворота. Вратарю, ждущему повторного замаха, трудно перестроиться и среагировать на уже летящий в ворота мяч. Вот почему «кистевой бросок», уступающий по силе броску, в котором мяч покидает кисть при достижении кистью и предплечьем максимальной скорости, зачастую бывает более результативным. Игрок, владеющий «кистевым броском», может маскировать свое намерение бросать по воротам показом ложного намерения сделать передачу партнеру.

/ Литература: И.П.Штеллер «Водное поло» /

ИГРА НАПАДАЮЩЕГО


Большое место в специальной технике ватерполиста имеют технические приемы, выполняемые нападающим на месте в единоборстве с защитником. Водное поло относится к тем спортивным играм, где физический контакт между игроками позволяется правилами, а вода скрывает от судей те нарушения правил, которые происходят под её поверхностью. Поэтому знание способов выполнения технических приемов в единоборстве и умение их выполнять имеет исключительно важное значение во время игры.

Техника борьбы между нападающим и защитником в зоне у ворот определяется рядом приёмов, выполняемых в единоборстве, в зависимости от решаемых задач.

Главными задачами нападающего, играющего у ворот противника, являются:

а) забить гол

б) при атаке создать напряжённую обстановку у ворот соперника путем угрозы забить гол и, в связи с этим, спровоцировать защитника нарушать правила.

в) выдавать точные и своевременные пасы своим партнёрам после получения права на свободный бросок или в процессе единоборства с защитником.

В настоящее время доля голов, забиваемых нападающими из-под зашитника, сравнительно невелика, однако роль агрессивного центрального нападающего трудно переоценить, так как вся игра в нападении идет через него, в результате чего следуют удаления защитников и голевые ситуации у ворот противника при смене защитников. Да и, попросту говоря, с собственным ’’столбом’’ легче играть всей команде.

Все это удается осуществить в том случае, если нападающий хорошо физически подготовлен, владеет широким арсеналом средств борьбы за место под воротами и разнообразной техникой владения мячом.

К приёмам борьбы за место и в единоборстве относятся:

а) блокировка защитника спиной с целью закрыть ему доступ к мячу или не дать выбраться вперед со стороны мяча;

б) заталкивание защитника спиной на двухметровую линию с целью оказаться ближе к воротам;

в) захват плавок или руки защитника рукой для опоры на защитника во время единоборства;

г) упор локтем или рукой с целью удержать защитника на расстоянии и не дать ему возможности эффективно вести борьбу за мяч;

д) маневрирование на месте с помощью подныривания, захватов соперника с целью выбрать место со стороны мяча;

е) блокировка защитника спиной; аккуратная, но эффективная задержка защитника руками для затруднения его маневрирования;

ж) демонстрация того, что защитник не дает выбросить мяч со свободного, топит, держит нападающего – иными словами симуляция нарушения правил защитником. Здесь особенно важно не «переиграть», чтобы не дать судье повода для перехода мяча;

з) во время единоборства создание помех вратарю в виде брызг, поднятия рук и т.п. с целью маскировки момента броска;

и) разворот нападающим, владеющим мячом, защитника при упоре в него рукой, локтем, иногда, с захватом его руки или плавок с целью оказаться лицом к воротам и оставить защитника за спиной;

к) «прокидка» защитника нападающим, владеющим мячом; этот исключительно эффектный приём может применяться в любой точке поля при чересчур азартной игре защитника. А делается это так:

Нападающий во время единоборства с защитником «выкручивается» на спину, держа мяч в одной руке и упираясь в защитника другой. Если защитник будет его резко атаковать, не думая о возможных последствиях, то нападающий может подбросить мяч в воздух; затем, используя инерцию движения защитника, с помощью руки, которой он только что упирался в него – резко протянуть защитника над собой, одновременно поднырнув под него, и тут же вынырнуть уже позади защитника лицом к воротам, подхватив мяч, который должен опуститься либо на воду, либо на руку нападающего. «Солью» этого очень сложного по координации приёма является его неожиданность для защитника; нападающий перед выполнением «прокидки» должен полностью убедить защитника всем своим поведением в том, что он собирается бросать по воротам или делать передачу – иначе неизбежна потеря мяча;

л) «обводка»: во многом напоминает «прокидку», за исключением того, что нападающий, обыгрывая защитника, не выпускает мяч из руки, а, используя защитника как опору для свободной от мяча руки, «обводит» его, держа мяч в руке, одновременно перекатываясь через защитника и заталкивая соперника себе за спину;

м) броски из-под защитника: после получения удобной для

броска позиции нападающий может бросать по воротам любым удобным для себя способом. Однако из всего многочисленного арсенала бросков, стабильно выполняемых с обеих рук, только три броска являются технической базой вследствие их надежности. Это броски: «со спины», «боковой (крюком)» и «задний». Именно эти броски нападающему нужно отрабатывать прежде всего, имея в виду, разумеется, прежде всего тренировку на месте центрального нападающего.

«Бросок со спины» ценен тем, что одновременно с высокой надёжностью при его исполнении, нападающий в любой момент может отказаться от его применения и заработать свободный, т.е. вероятность потери мяча здесь невелика.

«Боковой бросок» и «задний бросок», естественно, произошли из такого распространенного технического приёма игры центрального нападающего, как «разворот защитника». Применяя разворот, нападающий, владеющий мячом, «раскручивает» защитника, находящегося за его спиной, против часовой стрелки (если он правша) для того, чтобы очутиться лицом к воротам. Защитник будет препятствовать ему в этом, и, в первую очередь, за счёт попытки утопить правую руку с мячом нападающего, и за счёт захвата этой руки и подтягивании её в противоположном направлении. В этот момент нападающий может сделать следующее:

Вместо продолжения разворота произвести «задний бросок». В этом случае действия защитника, подтягивающего руку нападающего с мячом к себе, могут даже помочь нападающему. «Задний бросок» в этом случае производится рукой, зажавшей мяч между кистью и предплечьем;

Выпустить мяч из правой руки, мгновенно подхватить его левой, до этого опиравшейся на воду, и «боковым броском» левой рукой послать его в ворота. В этом случае защитнику трудно будет препятствовать осуществлению броска, т.к. он еще какое-то время будет держать нападающего за правую руку, уже не владеющую мячом.

Выпустить мяч из правой руки, мгновенно подхватить его левой, до этого опиравшейся на воду, и «задним броском» левой рукой послать его в ворота.

Необходимо отметить и, так называемый, «кистевой бросок», который применяется ватерпольными мастерами при развороте мощного защитника, в ситуации, когда последний, насев на нападающего, почти полностью захватил его руку с мячом. В этот момент бросок может произойти за счёт резкого движения кисти нападающего, в пальцах которой находится мяч. Отработка этого броска требует многолетней, индивидуальной и постоянной работы. Поэтому те ватерполисты, которые в совершенстве обладали этим броском, считались большими мастерами.

н) умение забивать голы «переводами» мяча;

Вообще говоря, «перевод» мяча представляет собой технический приём, при котором нападающий резко меняет траекторию полёта посланного к нему мяча, с таким расчётом, чтобы мяч попал в ворота мимо не успевшего среагировать на мяч вратаря.

«Переводы» бывают двух типов:

- «перевод» с сопровождением мяча рукой

- «перевод» мяча без сопровождения, то есть, коротким, но жёстким прикосновением до летящего мяча.

«Перевод» с сопровождением - это технический приём, похожий на задний бросок, но в отличие от него выполняемый с воздуха, быстро и без замаха. Не случайно его выполняют в тех ситуациях, когда у нападающего нет ни времени, ни пространства для произведения более надежного, но более длительного по исполнению, броска. Условно в этом «переводе» можно различить две фазы:

Фаза захвата мяча, когда нападающий, стоя спиной к воротам или плывя на спине, пальцами касается мяча в воздухе впереди или в стороне от себя и мягко сопровождает его рукой.

Финальная фаза. После того, как движение мяча и руки уравновесились, происходит ускоренное разгибание руки в локтевом суставе и резкое движение кисти с мячом. Мячу придаются необходимые ускорение и траектория

«Перевод» мяча без сопровождения, вообще говоря, может быть выполнен любой частью тела игрока, так как представляет собой касание горизонтально летящего мяча. Но для более надёжного выполнения этого приёма под летящий мяч необходимо подставить либо ребро ладони, либо тыльную часть кисти.

Следует заметить, что «переводы» настолько сложны и быстры, что требуют от начала и до конца постоянного зрительного контроля. Поэтому решение, в какую точку ворот надо производить бросок, необходимо принять еще до того, как нападающий коснется мяча.

Разучивание и совершенствование «переводов» требует кропотливой и каждодневной работы. Но, как говорится: “долг платежом красен”- поскольку эти технические приёмы являются грозным оружием в арсенале нападающего.

ИГРА ВРАТАРЯ


Игра вратаря в водном поло имеет очень большое значение. А физические данные вратаря имеют первостепенное значение. Вратарь должен обладать высоким ростом, сильными длинными руками, хорошей реакцией и развитым интеллектом. Как и у всякого правила, здесь бывают исключения, когда в хороших вратарей вырастают игроки среднего роста, но эти исключения лишь подтверждают общую тенденцию игры в ватерпольных воротах вратарей высокого роста. Вратарь должен обладать способностью легко держаться на воде с помощью работы ног брассом (одновременной и попеременной), а также, высоко и быстро приподниматься над водой (выпрыгивать из воды), удерживая в таком положении своё тело. Кроме того, смелость и мужество, являются неотъемлемыми качествами спортсмена, претендующего быть хорошим вратарём. Ведь вратарь – это единственный игрок на поле, который защищает свои ворота тем, что, в основном, подставляет своё тело под удары мячом. И часто эти удары приходятся не по рукам, а в корпус или в лицо. И чем выше уровень мастерства полевых игроков, тем сильнее эти удары.

На тренировках вратарь должен периодически играть и как полевой игрок. Этим достигается разносторонняя подготовка вратаря: он становится таким же сильным, выносливым и ловким, как и его товарищи по команде, лучше понимает игру и хитрости нападающих. Вратарь должен работать вместе с полевыми игроками над плавательной, физической и технической подготовкой. Кроме того, вследствие большей, по сравнению с полевыми игроками, нагрузки на психику во время игр, вратарю полезно потренироваться и поиграть в поле для снятия нервного напряжения.

Не секрет, что поведение в игре и в быту спортсменов, играющих в воротах, несколько отличается от остальных партнеров по команде. Это и понятно. Ошибка любого полевого игрока относительно малозаметна и меньше запоминается, чем любой промах вратаря. Но ошибку вратаря, в отличие от ошибок полевых игроков, некому исправить. После совершения ошибки полевой игрок тут же втягивается в игру и ему некогда переживать. А спортсмен, находящийся в воротах, иногда долго находится под впечатлением совершённой им ошибки. Поэтому, у вратарей иногда вырабатывается некоторое чувство отрешенности от происходящего, иногда замкнутости, которое является как бы защитной реакцией приспособления к своему роду деятельности. Поэтому большое значение для вратаря имеет психологическая подготовка.

Известны случаи, когда некоторые вратари, обычно с хорошими физическими данными и прекрасным умением держаться на воде, впоследствии становились прекрасными полевыми игроками. В этом им бесспорным подспорьем было то, что ещё в юношеских командах они много работали с мячом и выполняли игровые упражнения наравне со своими товарищами – полевыми игроками.

На первом этапе подготовки основное внимание на тренировках уделяется овладению различными способами плавания, специальными навыками и техникой владения мячом. На первых порах спортсмену трудно работать с мячом только одной рукой и координировать броски с плавательными движениями. Если мяч под давлением рук спортсмена уходит под воду или ватерполист касается его двумя руками, в начале обучения это не считается ошибкой. Цель первых учебных игр состоит в том, чтобы создать у начинающего ватерполиста ощущение раскованности и желание учиться играть в водное поло. Учебные игры не должны занимать более 20% всего тренировочного времени.

В дальнейшем большое внимание уделяется строгому соблюдению правил и знакомству с основами тактики . Одновременно с совершенствованием техники плавания всеми способами на длинных дистанциях развивается выносливость спортсмена. 2/3 времени тренировочных занятий отводятся на отработку плавания кролем и 1/3 - плавания на спине и брассом.

Часто сменяющиеся игровые ситуации вызывают необходимость выполнения спортсменами особых упражнений , развивающих у них быструю и правильную реакцию. К ним относят упражнения, включающие неожиданную смену направлений, которые обозначаются как «броски крюком» или «поворот на свободную воду». Особое значение имеют также «старт на свободную воду» и быстрое выпрыгивание из воды. Эти двигательные навыки необходимы для ловли или перехвата высоких мячей. Основу этих упражнений составляет резкое отталкивание от воды. Движения ног, как при плавании брассом или на боку (так называемые «ножницы»), и различные формы вертикального положения спортсмена в воде - это важнейшие навыки, которые должны отрабатываться ватерполистами каждый в отдельности или вместе со специальными элементами техники плавания. Эти навыки вместе с отработкой соответствующих резких движений руками и ногами развивают у спортсменов способность быстро ориентироваться и хорошую маневренность. Особо важное значение отработка этих навыков имеет для вратаря , поскольку это обеспечивает ему хорошую быстроту и большой диапазон действий при защите ворот.

Техника владения мячом отрабатывается как на суше, так и в воде . Отработка основного броска происходит до тех пор, пока ватерполист не научится ловить и бросать мяч без помощи второй руки. Совершенствование техники выполнения основного броска и других наиболее часто используемых бросков необходимо в дальнейшем сочетать с развитием их силы и точности.

Особое значение имеют комплексные упражнения , близкие к соревновательным, и сами соревнования. В программу общефизической подготовки, проводимой на суше , рекомендуется включать прежде всего игры, борьбу и работу с отягощениями в известных пределах. Среди игр наибольшей популярностью обычно пользуется футбол, но для ватерполиста полезнее баскетбол и гандбол . В тяжелоатлетических упражнениях, как правило, используются веса не больше 40% от максимальных.

Цель плавательной подготовки - дальнейшее развитие быстроты и выносливости. В рамках интервальной тренировки используются преимущественно короткие отрезки для развития быстроты и специальной выносливости. Проплывание средних и длинных дистанций направлено на развитие обшей выносливости. Развитию таких двигательных качеств способствует плавание кролем. Однаковратарю целесообразнее больше внимания уделять упражнениям, требующим вертикального положения в воде, а также плаванию брассом. Однако, занимаясь плаванием без мяча, следует оставлять достаточный запас времени для совершенствования техники работы с мячом и тактики. Интервальный характер самой игры и соответствующее построение программы упражнений на развитие техники владения мячом и тактики в большой мере могут способствовать развитию быстроты и выносливости спортсмена в плавании. Многочисленные упражнения на суше и в воде (броски и ловля мяча попарно и группами) необходимы в отработке владения мячом. Они вырабатывают у спортсмена большую уверенность при работе с мячом одной рукой. Точность и сила броска, а также быстрота обработки мяча требуют особого совершенствования. Основной бросок и тренировка «сильной» руки стоят на первом плане.

В воде предпочтительнее проводить комплексную , а на суше специальную подготовку. В соответствии с концепцией современной игры базой тактической подготовки ватерполиста следует считать хорошие скоростные качества, выносливость и отличную технику владения мячом. Индивидуальная тактика в основном отрабатывается в упражнениях с партнером. Групповые упражнения и тренировочные игры способствуют развитию командной тактики. При этом особое внимание следует уделять тактике перехватывания инициативы в игре при смене команды, владеющей мячом, организации прорывов, а также игры с превосходящим или с меньшим числом игроков. Теоретическая подготовка - анализ и предварительное обсуждение игры - улучшает взаимопонимание между игроками.

Водное поло (ватерполо) — физически трудный вид спорта. Поэтому прежде чем начать играть необходимо провести значительное количество тренировок .

Плюсами этих тренингов считается развитие силы, ловкости и координации движений.

Особенности общей физической подготовки спортсменов

В водном поло значительное внимание уделяются плавательным упражнениям, которые занимают 2/3 от тренировки на первых порах.

Это помогает дать необходимую физическую нагрузку на все группы мышц, ведь работа каждой мышцы влияет на результат, улучшить манёвренность спортсмена в воде.

А также для усовершенствования общей физической подготовки рекомендуется проводить занятия в тренажерном зале и на воздухе. Ведь ватерполо — спорт, в котором задействованы практически все мышцы тела, что требует основательной физической подготовки и умение выдержать громадные нагрузки.

Популярные техники

К основным техникам либо техническим приёмам относят:


Важно! Техническая и тактическая тренировка, как правило, производятся в связке .

Известные тактики игры

В водном поло существует две основные тактики игры:

  1. Индивидуальная. Суть заключается в том, что каждый игрок отвечает за индивидуальное соперничество с конкретным игроком соперника. Например, защитник против нападающего.
  2. Коллективная. Базируется на типичных игровых ситуациях, таких как контратака, свободный бросок вблизи чужих ворот, игра в неравных составах.

Жесты, приёмы, броски

Жестикуляция — важный аспект игры, ведь грамотно выстроенная система жестов между игроками существенно облегчает общение внутри площадки.

А также тренер может жестами показывать перестроения внутри игры своих подопечных. Судья же, помимо свистка и речи, жестами объясняет ватерполистам свои решения.

В водном поло существует великое множество технических приёмов , таких как бросок, укрывание мяча корпусом, прокидка, перекладывание мяча из руки в руку, смена стиля плавания и т. д.

Основными видами бросков в этом виде спорта являются:

  • Бросок мяча с размаха.
  • Бросок — с лета.
  • Толчок мяча с поворотом кисти.
  • Толчок — с подбрасыванием.
  • Бросок — лёжа на спине.
  • Бросок — назад.
  • Бросок — кистью с воды.

Фото 1. Пример выполнения спортсменом в водном поло такого приема, как бросок мяча с размаха.

Обучение водному поло

Обучение довольно длительный и тяжёлый процесс. Необходимо развить все группы мышц, освоить множество техник плавания, улучшить свою координацию и ловкость , чтобы удерживать мокрый мяч одной рукой.

Вам также будет интересно:

Необходимость тренера для занятий

Ввиду технической и тактической сложности, а также незаурядной и значительной физической нагрузки , необходимость тренера при освоении азов этого вида спорта не поддаётся сомнению. Именно он введёт спортсмена в курс дела, назначит нужные тренировки, а также проинструктирует о том, как на первых порах не перегружаться, во избежание травмы.

Длительность и частота упражнений

Когда человек начинает заниматься водным поло, рекомендуемая норма занятий для него составляет 3—4 по 1,5-2 часа.

При этом каждое занятие:

    50% — общая физическая подготовка (офп). Состоит из работы в тренажерном зале и бассейне.

    Направлена прежде всего на укрепление мышц спины, рук и ног, развитие ловкости, гибкости и координации движений,

  • 25% — специальная подготовка, которая включает в себя плавание различными стилями и переключение между этими стилями.
  • 15% — отработка технических приёмов.
  • 10% — тактическая подготовка, игровая тренировка, психологическая подготовка.

Важно! В первые несколько лет рекомендуется проводить соревнования внутри спортивной секции, чтобы ученики постоянно чувствовали соревновательный момент и не впадали в ступор на реальных соревнованиях.

Со временем, как правило, через 3 года , общая физическая подготовка и техническая тренировка меняются местами. Соответственно отработка приёмов составляет 50% времени, а офп — 15%. На этом этапе развития спортсмена, количество и время тренировок увеличивается: 9—10 тренировок по 2—3 часа.

Из основополагающих технических приёмов, которые отрабатывают ватерполисты выделяют следующие:


Нормативы в России

Для зачисления в секцию по водному поло необходимо сдать следующие нормативы:

  • Забег на 30 м (максимум 5,7 с).
  • Прыжок в длину с места (минимум 160 см).
  • Метание теннисного мяча (минимум 20 м).
  • Подтягивание на турнике (минимум 4 раза).
  • Заплыв на 50 м (максимум 3 мин).

Нормативы общей физической и специальной физ. подготовки для зачисления в группы на этапе спортивной специализации:


При дальнейшей карьере ватерполист сдаёт те же самые нормативы, что и для специализации, только с планомерным улучшением результата по каждому из них.

1. И.п. – стоя на правой ноге, с захватом другой ноги, согнутой назад, за голеностопный сустав. Максимальное отведение бедра назад.

2. И.п. – вис стоя на согнутых ногах, стопы у поверхности воды. Одновременные и попеременные сгибания и разгибания ног в коленных суставах. Вариант: покачивания вверх-вниз с прямыми ногами.

3. И.п. – вис стоя ноги врозь пошире (шпагат), стопы на уровне пояса. Покачивания вверх-вниз и вперед-назад.

4. И.п. – упор стоя на правой ноге, левая вперед на опоре, наклоны вперед.

5. И.п. – упор стоя на правой ноге, согнутая вперед левая на опоре. Движения тазом вперед-назад.

6. И.п. – упор стоя спиной к бортику, приседания, с постепенным увеличением амплитуды.

9.8. Упражнения на расслабление

1. И.п. – полуприсед в стойке ноги врозь, руки впереди. Повороты влево и вправо с волнообразными движениями руками.

2. И.п. – полуприсед в стойке ноги врозь. Круговые движения тазом в сагиттальной плоскости.

3. И.п. – полуприсед в стойке ноги врозь. Круговые движения тазом во фронтальной плоскости.

4. И.п. – полуприсед в стойке ноги врозь. Круговые движения тазом в горизонтальной плоскости.

5. И.п. – полуприсед в стойке ноги врозь, руки за голову. Округляя спину – локти вперед, прогибаясь – локти назад.

6. И.п. – то же. Потягивания локтями в стороны.

7. И.п. – полуприсед в стойке ноги врозь, руки вверх (захватить правой кистью, левую). Потянуться вверх, расслабляя «уронить» руки вниз.

10. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ВОДНОГО ПОЛО В ЗАНЯТИЯХ ПЛАВАНИЕМ СО СТУДЕНТАМИ ВУЗОВ

Водное поло – одна из наиболее увлекательных командных игр, имеющая богатые исторические традиции и широкое международное признание. В настоящее время она культивируется более чем в 100 странах мира.

Изучение элементов техники водного поло с интересом воспринимается студентами-юношами, и позволяет в игровой форме совершенствовать технику спортивных способов плавания, через развитие физических качеств.

10.1. Техника водного поло

Способы передвижения . Ватерпольный кроль на груди. Чтобы ориенти-

роваться в ходе игры, ватерполист должен уметь хорошо плавать с поднятой головой. Основными отличиями в положении тела при ватерпольной разновидности кроля являются: значительный прогиб в пояснице при более низком положении таза; более высокое расположение плечевого пояса и головы.

Гребковые движения руками укорочены и имеют выраженный опорный акцент в фазе подтягивания, кисть не пересекает вертикальную плоскость продольной оси туловища, в результате чего значительно уменьшается угол крена.

Ноги имеют больший угол сгибания в коленных суставах и работают с большей амплитудой.

Вдох может осуществляться влево, вправо и вперед; отдельные отрезки выполняются на задержке дыхания.

Специальные приемы игрового плавания. Плавание на месте. Этот прием широко распространен в игровых условиях как исходное положение для дальнейших действий. Положение туловища в воде может варьировать от горизонтального до вертикального – в зависимости от игровой ситуации. Руки выполняют поддерживающие движения с небольшой амплитудой, ноги – опорные попеременные или одновременные движения с небольшой амплитудой сгибания в тазобедренных и коленных суставах.

«Ходьба в воде». Применяется в игровой обстановке, когда ватерполист не имеет возможности или времени для того, чтобы продвигаться по полю одним из способов плавания.

Во время «ходьбы» в воде туловище ватерполиста находится в вертикальном положении; ноги выполняют отталкивающие и смыкающие движения способом брасс или на боку; руки производят вспомогательные плавательные движения в сторону передвижения игрока. «Ходьба» в воде может производиться вперед или в сторону (боком).

Переходы от одного способа плавания к другому. В зависимости от из-

менения игровой обстановки спортсмены прибегают к различным способам плавания. Умение быстро и технично менять один способ плавания на другой создает ватерполистам существенные преимущества при маневрировании.

Переход с кроля на груди к кролю на спине. Осуществляется с возможно меньшими потерями скорости. Выполняя переход, спортсмен производит вращение тела вокруг продольной оси на 180о . При изучении техники этого приема нужно научиться выполнять его, вращаясь в любую сторону.

Рассмотрим технику перехода с кроля на груди к кролю на спине, поворотом влево. При очередном опускании правой руки в воду спортсмен направляет кисть влево, под себя, опускает локоть вниз, выполняя гребковое движение, обеспечивающее поворот сначала на правый бок, а затем, в непрерывном вращении, – на спину. Одновременно с этим кисть левой руки, закончившей гребок, вынимается из воды.

При переходе с кроля на спине к кролю на груди ватерполист опуская руку в воду, несколько увеличивает фазу «наплыва» на нее. Другую руку, после выполнения гребка, он вынимает из воды и маховым движением в сторону груди посылает вперед. Одновременно в ту же сторону поворачивается голова, а туловище переворачивается со спины на грудь. Для облегчения вращения туловища ватерполист опирается на вытянутую вперед руку, которая начинает первое гребковое движение после перехода на грудь. Ноги выполняют те же движения, что и при переходе с груди на спину.

Техника владения мячом. К числу важнейших технических приемов, характеризующих высокое мастерство ватерполиста наряду со способами пере-

движения и специальными приемами игрового плавания, относится и техника владения мячом.

Поднимание мяча с воды. При обучении этому приему большое внимание необходимо уделять работе кистью и пальцами, которые должны широко разводиться в стороны, чтобы создать большую площадь для опоры мяча. Поднимать мяч с воды можно несколькими способами:

подхватом – под плавающий на поверхности мяч ватерполист подводит кисть, повернутую ладонью вверх, с разведенными пальцами, после чего мяч поднимается вверх;

надхватом с нажимом и поворотом кисти – на плавающий мяч ватерполист накладывает сверху ладонь с широко разведенными пальцами, и нажимом кисти несколько «вдавливает» его в воду. Вместе с мячом кисть поворачивается в сторону на 180о и поднимает его из воды;

захватом пальцами – ватерполист накладывает сверху на мяч ладонь с широко разведенными пальцами и нажимом кисти вдавливает его в воду. Ослабляя нажим, рука вместе с мячом, выталкиваемым водой, поднимается тыльной стороной кисти вверх и удерживает мяч на весу;

двумя руками – обе ладони с широко разведенными пальцами накладываются на мяч так, чтобы большие пальцы придерживали его сверху, а остальные плотно обхватывали его с боков, Сгибая руки в локтевых суставах, игрок поднимает мяч на необходимую высоту. Этот способ используется только вратарем.

Остановка мяча. Производится в тех случаях, когда нельзя поймать его с лета. Мяч останавливается кистью, выставленной навстречу летящему мячу и располагающейся под таким углом, чтобы обеспечить его падение на воду вблизи игрока. Остановка мяча вратарем может производиться двумя руками.

Ловля мяча. Желательно ловить мяч «с лета», не опуская его на воду, так как это способствует его передаче без задержки в нужном направлении, неожиданным броскам по воротам, разыгрыванию быстрых комбинаций. Ловля мяча «с лета» возможна при различных положениях тела в воде: выпрыгивая, приподнимаясь, плавая на месте (в вертикальном, полувертикальном или горизонтальном положениях).

Во время полета мяча игрок должен сосредоточить на нем внимание, вытянув вперед расслабленную кисть с разведенными пальцами. Коснувшись мяча, пальцы первыми смягчают и амортизируют его удар о ладонь. Дальнейшее движение руки, которая отводится назад и последовательно сгибается в лучезапястном (тыльное сгибание) и локтевом суставах, обеспечивает мягкое и постепенное снижение скорости полета мяча и его остановку. Для того чтобы мяч был успешно пойман и остался лежать на ладони, необходимо производить все движения в соответствии со скоростью его полета.

Перемещение с мячом в руке. Ватерполисту нередко приходится перемещаться по игровому полю, держа мяч в руке. Этот прием особенно распространен при розыгрыше мяча с лишним игроком у ворот соперника или в ситуации, когда игрок, владеющий мячом, оказывается один на один против вратаря команды соперников.

Для перемещения по полю игрок применяет «ходьбу» в воде – вперед или в сторону (боком). В правой руке он держит мяч, сгибая ее в локтевом и лучезапястном суставах и производя маховые движения по направлению впередназад, вправо-влево. Левая рука, вытянутая вперед, выполняет поддерживающие гребковые движения в сторону перемещения игрока. Продвигаясь вперед, ватерполист должен одновременно внимательно наблюдать за игровой обстановкой на поле, за местонахождением вратаря и других игроков команды соперников, чтобы выбрать наиболее выгодный момент для броска мяча по воротам или передачи его партнеру.

Ведение мяча. Умелое и быстрое ведение мяча обеспечивается правильной техникой «ватерпольного» кроля, характерными признаками которого являются поднятая голова, высоко приподнятые плечи, работа под водой и в воздухе согнутой рукой. Мяч все время находится перед лицом ватерполиста, на гребне волны, создаваемой поднятой головой, грудью и правильно работающими руками быстро плывущего игрока. Движение согнутой рукой способствует созданию высокого темпа плавания; регулирует направление мяча в тех случаях, когда он отклоняется от гребня волны; создает благоприятные условия для поднимания и броска мяча в любой удобный момент.

Способы передачи мяча и бросков по воротам.

Существует очень большое количество способов передачи мяча и вариантов бросков по воротам. Во время проведения занятий со студентами, основной целью является изучение основных, наиболее простых элементов.

Основной бросок. Это наиболее простой и наиболее надежный технический прием, который часто применяется ватерполистами для передачи мяча друг другу и бросков по воротам.

Ватерполист плавает на месте (туловище в вертикальном положении). Опираясь на левую руку, правой рукой игрок поднимает мяч с воды, затем быстро, но плавно отводит руку назад и выполняет замах. Затем быстрым и резким движением рука направляется вперед.

Бросок производится слитно, как одно непрерывное движение – вначале плавно, затем с нарастающей скоростью, заканчиваясь резким, хлыстообразным движением кисти.

Основной бросок двумя руками (для вратарей). Ватерполист поднимает мяч с воды двумя руками и отводит их назад в положение замаха. Выбрав направление броска, вратарь разгибает руки в локтевых суставах и производит бросок.

10.2. Основы методики начального обучения

Особенностью обучения в водном поло является параллельное освоение способов передвижения и приемов техники владения мячом.

Методика обучения приемам техники владения мячом включает комплексы специальных обучающих упражнений для каждого технического

действия, которое выполняется на суше и в воде, без мяча и с мячом, на месте и в движении. Подбор упражнений обусловлен несколькими факторами, при этом одним из важнейших является сложность двигательного действия при выполнении приема.

Индивидуальные упражнения в воде.

«Ходьба» в воде дает возможность вратарю и полевым игрокам держать голову, плечи и руки над поверхностью воды. При «ходьбе» в воде игрок занимает вертикальное положение или положение на боку, выполняет попеременные или одновременные движения ногами брассом. Так же, могут быть использованы и комбинированные движения этих способов.

Для тренировки используются следующие упражнения:

1. «Ходьба» на месте, руки у поверхности воды.

2. «Ходьба» на месте, руки за головой, в стороны или вверх.

3. «Ходьба» в воде с поворотами на 90-180о по сигналу преподавателя.

4. «Ходьба» в воде с грузом в руках.

1. Подбросить мяч вверх и ловить его двумя руками.

2. Подбросить мяч вверх двумя руками, выполнить хлопок в ладоши, затем поймать мяч.

3. Подбросить мяч вверх двумя руками, выполнить 2,3,4,5 хлопков в ладоши, затем поймать мяч.

4. Подбросить мяч вверх двумя руками, выполнить поворот на 360 о , затем поймать мяч.

5. Подбросить мяч вверх одной рукой, а поймать двумя руками.

6. Подбросить мяч вверх двумя руками, а поймать одной рукой.

7. Подбросить мяч вверх и поймать его одной рукой.

8. То же, но другой рукой.

9. Перебрасывание мяча с левой руки на правую руку.

1. Подъем мяча рукой «подхватом снизу».

2. Подъем мяча рукой «надхватом» с нажимом и поворотом кисти.

3. Подъем мяча рукой «с захватом» пальцами и нажимом кисти.

4. Подъем мяча двумя руками.

5. Выполнить упражнения 1-4, но с броском в стенку бассейна.

Упражнения в движении.

1. Ведение мяча «ватерпольным» кролем на груди.

2. Из и.п. – лежа на спине, подбрасывание мяча вверх двумя руками.

3. Из и.п. – лежа на спине, подбрасывание мяча вверх одной рукой.

4. То же, другой рукой.

Парные упражнения в воде.

«Ходьба» в воде (ноги работают попеременно или одновременно брассом).

1. Перемещение в паре, удерживая мяч двумя руками над водой (на уровне лица). Перемещение выполняется вперед.

2. То же, но перемещение выполняется назад.

3. То же, но перемещение выполняется боком.

4. То же, но перемещение выполняется с поворотом.

Упражнения с мячом на месте (броски).

И.п. – стоя на дне бассейна на расстоянии 2-4 метра друг от друга.

1. Броски двумя руками из-за головы.

2. Броски двумя руками от груди.

3. Основной бросок правой рукой.

4. Основной бросок левой рукой.

5. Бросок одной рукой из исходного положения – лежа на спине.

6. Бросок двумя руками стоя спиной к партнеру.

Упражнения с мячом на месте (подъем мяча из воды).

1. Поднять мяч рукой «подхватом» снизу и передать пас партнеру.

2. Поднять мяч рукой «надхватом» с нажимом и поворотом кисти, затем передать пас партнеру.

3. Поднять мяч рукой «с захватом» пальцами и нажимом кисти, затем передать пас партнеру.

4. Поднять мяч двумя руками и передать пас партнеру.

Примечание: партнер ловит и принимает мяч сначала двумя руками, затем одной «удобной» и «не удобной» рукой.

Упражнения в движении.

Упражнения выполняются двумя участниками одновременно по соседним дорожкам.

1. Передать пас партнеру из положения лежа на спине.

2. Передать пас партнеру из положения лежа на боку.

Групповые упражнения в воде (в круге).

С одним мячом.

1. Передача мяча по кругу (по часовой стрелке).

3. Передача мяча в любую сторону (на внимание).

4. Передача мяча по кругу, через одного.

5. То же, но против часовой стрелки.

6. Передача мяча любому игроку.

7. Один стоит в центре, у него мяч, остальные вокруг него. Центральный игрок передает мяч каждому игроку по очереди.

С двумя и более мячами.

1. Передача двух, трех, четырех и более мячей по кругу по часовой

2. То же, но против часовой стрелки.

3. Один игрок стоит в центре, у него мяч, остальные стоят вокруг него. Центральный игрок передает мяч каждому игроку по очереди, а игроки в круге между собой, передают еще один мяч.

(2 votes, average: 5,00 out of 5)

Водное поло увлекательный и очень красивый вид спорта, котором хотя бы раз побыли не соревнования, или же просто увидели красивые фото и видео в интернете.

Люди, которые занимаются водным поло, держат себя в прекрасной физической форме, имея при этом прекрасную фигуру. А родители, отдавшие своих детей в спортивные школы, ни разу об этом не пожалели. Хороший это один из самых важных факторов в вашей спортивной карьере, так как хороший тренер это залог вашей победы.


Тренеры по водному поло: тренировки с профессионалами

ТРЕНЕР ПО ВОДНОМУ ПОЛО НА КАЖДОЕ ЗАНЯТИЕ

Перед тем как записываться на тренировки водного поло, вам нужно будет познакомиться с тренером. Вы должны узнать про него как можно больше, что закончил, какой стаж работы тренером, какие достижения имеет. Он может иметь множество наград, но при этом он только начинает тренировать, и всех навыков какие вам нужны он не знает.


ТРЕНЕР ПО ВОДНОМУ ПОЛО НА КАЖДОЕ ЗАНЯТИЕ

Поэтому вы должна знать его стаж работы, так как с опытным тренером, вы добьетесь больших успехов. Квалифицированный тренер подберет для вас персональную тренировку, смотря на ваше физическое развитие. Также он сделает для вас диеты, по которой вы будете правильно питаться, убрав вредные продукты, и добавим больше полезных.

Тренер сборной водному поло России, тренирует лучших спортсменов, и к ним уже нужен особый подход. Спортсмены уже профессиональны и с большим опытом, и научить чего-то нового их очень сложно.

ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР И ТРЕНИРОВКИ В РОССИИ

Если вы не знаете, куда отдать своего ребенка, то водное поло это будет хороший вариант. Отдав на секцию водного поло в Москве, там будет тренировать вашего ребенка заслуженные тренера России по водному поло, они научат вашего ребенка всему своему мастерству.


ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР И ТРЕНИРОВКИ В РОССИИ

Что бы записаться на занятия нужно предоставить тренеру, справку о том, что ваш ребенок здоров и не имеет ни каким медицинских противопоказаний, а так справку что нет ни каких кожных заболеваний. После этого тренер увидит, какую нагрузку можно давать вашему ребенку, и сделает персональную программу тренировок. Если же ваш ребенок еще слишком мал, то тренировки будут проходить в игровой форме.

  • Такие тренировки будут психологически развивать ребенка, и он станет уверенней в себе и смелее. А за счет постоянных физических нагрузок, у него будет иммунитет к болезням и вирусам.

КАК ВЫБРАТЬ ТРЕНЕРА ДЛЯ СЕБЯ И СВОЕГО РЕБЕНКА

Выбор тренера это очень ответственный момент, так как от выбора зависит ваша дальнейшая спортивная жизнь. Для начала вам нужно будет посетить первую тренировку, в большинстве секций она бесплатна. Если же первая тренировка платная, то попросите просто понаблюдать за тренировкой. Если же вам отказали, то вам стоит искать другую секцию с другими тренерами.


КАК ВЫБРАТЬ ТРЕНЕРА ДЛЯ СЕБЯ И СВОЕГО РЕБЕНКА

Если вы уже записались на секцию водного поло, и не очень профессиональный спортсмен, то не стоит спорить с тренером, так как тренер знает, что делать. Вы можете поспрашивать спортсменов, которые тренируются уже не один день в этого тренера, и они более подробно вам расскажут. Еще у вас не должно возникать, ни каких либо вопросов, что вам делать на тренировки, если возникают такие вопросы, значит, тренер уделяет либо вам внимания, либо вовсе дилетант, и поэтому вам нужно сменить тренера или вовсе секцию.

Также на каждой тренировке должна быть хорошая физическая подготовка, если ваш тренер не уделяет физической подготовке, то это вовсе не хороший знак. Техника, конечно хорошо, но для победы вам нужна еще сила и выносливость. Ваш тренер также педагог, и должен находить правильный подход к тренировкам, и ко всем спортсменам, что бы только привлекать их, а не наоборот.

Ярцев Юрий Васильевич тренер по водному поло, он воспитал не одного чемпиона, к нему на тренировки хочет записаться множество начинающих спортсменов, у которых спортивная карьера только начинается.


Ярцев Юрий Васильевич тренер команд чемпионов по водному поло

Ярцев Юрий Васильевич является заслуженным тренером России, а также мастером спорта. Юрий Васильевич уже не один раз приносил своей стране призовые места на Олимпийских играх. В прошлом году праздновали день тренера и Юрия Васильевича поздравили с Днем тренера по водному поло.

СТАТЬ ТРЕНЕРОМ ПО ВОДНОМУ ПОЛО И ПРЕПОДАВАТЬ

Вакансий тренера по водному поло , достаточное количество, и поэтому начать тренировать спортсменов не очень легко. Вам нужен будет специальный сертификат, что вы закончили спортивною школу, или же документ которой покажет, что вы закончили академию физкультуры или что-то в этом роде. Если же у вас есть награды по водному поло, то это будет приветствоваться вам, тем более, если эти награды международного уровня.


СТАТЬ ТРЕНЕРОМ ПО ВОДНОМУ ПОЛО И ПРЕПОДАВАТЬ

Вам нужно будет определиться с какой возрастной категорией, вам работать. Если же вы только собираетесь, стать тренером, то лучше всего это со средней возрастной категорией, так как с детьми нужно слишком много ответственности, а к этому вы можете быть не готовы, а с взрослыми будет трудно, если они будут старше вас.

Если у вас есть огромное желание стать тренером России по водному поло, то вам нужно будет прочитать специальную литературу, так как вы должны еще правильно общаться и находить подход к спортсменам, постоянно учитывая их характер и настроение. Также не нужно ничего лишнего рассказывать из своей жизни, на тренировке вы должны только рассказывать какие делать, и показать, как их выполнять.


Top