Упражнения по развитию памяти и внимания. Интересные и простые способы тренировки памяти

Развитие памяти, внимания и мышление очень важно в 21 веке. Нам приходится запоминать массу важных вещей по дому, учебе, работе и так далее. Нас окружает огромное количество сложных технических устройств, которые постоянно усложняются и их количество постоянно растет.

Память нужно развивать с детства и продолжать ее тренировать уже будучи взрослым. В этой статье я собрала более 20 эффективных упражнений, игр, курсов и заданий для развития памяти и внимания.

Важность памяти и внимания

Представьте вы идете по городу и не знаете, что это ваш город, вы не помните своего имени и фамилии, вы не знаете где живете и где работаете, вы ничего не знаете, все забыли. Страшно становится, правда? Ужасно страшно.

Давайте не будем доходить до этой крайней точки, давайте заниматься, развивать свою память и внимание.

Человек очень хитрое и ленивое существо и если его не двигать с места и не развивать он будет хуже обезьяны. Так и наш мозг, если вы его не нагружаете, он начинает лениться и говорит вам: я не помню, я забыл и так далее.

Вспомните школьные годы. Девять месяцев ваш мозг работает без отдыха, он много узнает интересного и полезного, учит стихи и песни, изучает историю и математику. Мозг напряжен, он всегда находится в работе.

Потом три месяца каникул ваш мозг отдыхает, ничего не делает, ленится. И снова наступает пора первое сентября вам пора в школу. О нет, говорит ваш мозг, я не хочу, да он начинает лениться и это трудный период, чтобы заставить его работать с такой же производительностью как те девять месяцев.

С рождения и до самой старости надо заниматься развитием памяти и внимания. Иногда люди думают, что они вышли на пенсию и им не надо заниматься. Они перестают читать, считать, занимаются простым бытом. Мозг начинает лениться и к чему это приводит?

Часто пенсионеры забывают все: поставили чайник кипятить и забыли, пошли в магазин и забыли, что надо купить, пришли в аптеку и не знают какое лекарство им надо.

Эффективность развития памяти и внимания

Многим людям с рождения дана хорошая память и умение концентрировать свое внимание на мелочах.

Если не лениться и тренировать свою память и внимание, то можно достичь больших успехов в жизни.

Некоторым людям надо хорошо поработать над собой, над своей памятью и концентрацией внимания, чтобы хоть чего - то добиться в жизни.

Чтобы увеличить продуктивность памяти и внимания нужно:

  1. Сконцентрироваться на чем-то одном. Если вы слушаете лекцию или сидите на совещании не надо переписываться с кем – то по телефону, слушайте внимательно того человека, который выступает перед вами. Надо как можно внимательнее его слушать и не отвлекаться по мелочам. Вечером обязательно вспомните лекцию сегодняшнего дня и постарайтесь восстановить ее в памяти до мелочей.
  2. Правильное питание для мозга очень важно. Не питайтесь фастфудами и перекусами на бегу это вредно и мозгу, и вашему организму. В правильном питании должны присутствовать следующие продукты: овощи, фрукты, сухофрукты, орехи, мед, злаки, зелень.
  3. Не перегружайте свой мозг. Если вы чувствуете, что устали дайте отдохнуть своему организму, уставший мозг плохо воспринимает новую информацию.
  4. Никогда не перегружайте свой мозг лишней, ненужной информацией. Загружайте его только полезной и действительно важной информацией.
  5. Обязательно должны быть прогулки на свежем воздухе - это тоже очень важно для правильной работы вашего мозга. Мозг должен получать кислород. Хорошо если ваши прогулки на свежем воздухе активные. Можно заниматься разными видами спорта или просто активно отдыхать.

8 упражнений для повседневной тренировки памяти и внимания

Не пугайтесь слова тренировка это не спортзал, хотя туда тоже не помешает заглядывать. Тренировкой памяти надо заниматься всем без исключения даже самым ленивым людям. Ленивый человек сразу начинает придумывать разные отговорки, чтобы ему ничем не заниматься. Но заниматься можно не откладывая никаких важных и неважных дел.

Простые повседневные упражнения:

  1. Начнем с самого простого вам надо пойти в магазин за продуктами. Не берите с собой шпаргалку, на которой написан перечень товаров, напишите ее и постарайтесь запомнить, что вы написали, потом идите в магазин. Если совсем безвыходная ситуация, то возьмите с собой ваш список продуктов, но постарайтесь не доставать его из сумки. Покупайте на память, а уже в самом конце достаньте и проверьте, все вы купили или нет.
  2. Когда вы разговариваете с сотрудниками, с соседкой по лестничной площадке, с подругой или другом постарайтесь запомнить, как можно больше: цвет глаз, одежда, какие – то мелкие делали на одежде или на человеке.Слушайте внимательно, что вам говорят, вникайте в каждую деталь.После разговора постарайтесь вспомнить все до мелочей и прокрутить еще раз у себя в голове. Так можно тренировать слуховую и зрительную память.
  3. Приучите себя читать, это может быть любое время обеденный перерыв или перед сном. Читать можно сначала одну - пять страниц, и постепенно попробуйте дойти хотя бы до десяти или двадцати страниц. Читайте внимательно. После того как вы прочитаете, попробуйте пересказать как можно подробнее. Если нет времени пересказать прочитанное, то вы можете это сделать, пока едите домой или идете в магазин.

Простые способы тренировки памяти и внимания:

  1. По пути на работу или в магазин вы можете запоминать номера домов или номера машин, которые проезжают мимо. Это хорошо тренирует память.
  2. Постарайтесь запомнить ценники в магазине на, те товары, которые вы покупаете. Запомнив цены, вы можете их сравнить с ценами другого магазина.
  3. Если вы готовите новое блюдо, по новому рецепту постарайтесь его запомнить. Можно попробовать написать его на память, на бумаге и потом проверить с оригиналом рецепта.
  4. Выучите наизусть стихотворение порадуйте им своего любимого или любимую. Выучите слова новой песни. По дороге на работу или в магазин вы можете напевать себе новую песенку.
  5. Если вы ходите пешком, то попробуйте изменить маршрут и пройти по другой дороге. Смотрите внимательно, что нового и интересного вы увидели пока шли, возможно, красивые дома и необычные вывески на магазинах, может красивые цветы или пушистые голубые елки. Придя домой вспомните свой новый маршрут и прокрутите его еще раз в своей голове. Чем он вам запомнился? Какие впечатления у вас от этого маршрута? Что нового вы увидели?

20 эффективных упражнений для тренировки памяти и внимания

Упражнение 1

Начнем с простого упражнения. Посмотрите на следующую картинку одну минуту. Затем закройте эту картинку и попробуйте нарисовать эти фигуры в таком же расположении на бумаге.

Если вам сложно запомнить все детали не расстраивайтесь, возьмите только верхнюю часть картинки и попробуйте запомнить ее. Затем посмотрите на нижнюю часть картинки и попробуйте нарисовать детали нижней картинки на бумаге После того как вы нарисуете детали на бумаге попробуйте сравнить с картинкой. Что у вас получилось? На нижней части попробуйте нарисовать по памяти верхнюю часть рисунка. Если есть ошибки, попробуйте повторить упражнение.

Упражнение 2

Посмотрите внимательно на картинку, здесь нарисованы десять цифр, под каждой цифрой написано слово. Внимательно посмотрите на картинку одну минуту, затем закройте эту картинку и попробуйте написать на бумаге все цифры и под каждой цифрой написать слово.

Что у вас получилось? Если ошибок много попробуйте запомнить только верхнюю строчку от нуля до четырех, потом от пяти до девяти.

Сравните написанное с картинкой, если есть ошибки, повторите упражнение.

Упражнение 3

Посмотрите на следующую картинку, на ней нарисованы часы. Посмотрите внимательно, какие цифры нарисованы на ней больше, меньше, какие черточки на цифрах. Посмотрите на картинку одну минуту, затем закройте картинку и попробуйте нарисовать часы на бумаге.

Что у вас получилось? Если у вас не получилось запомнить и нарисовать все полностью разделите часы пополам и запомните половину. Затем попробуйте запомнить вторую половину и нарисовать ее на бумаге. При необходимости повторите упражнение.

Упражнение 4

Посмотрите следующую картинку, на ней написаны цвета, но выделены они другим цветом. Посмотрите на картинку внимательно одну минуту и попробуйте запомнить слова.

Для начала можно запомнить только три строчки. Попробуйте запомнить первые три строчки, закройте слова и напишите на память. Писать надо также цветными ручками или цветными карандашами. Теперь попробуйте причитать и запомнить вторые три строчки. Закройте слова и напишите, что вы запомнили. Что у вас получилось? Если написали все правильно, попробуйте написать все слова вместе.

Упражнение 5

Посмотрите следующее упражнение, здесь написаны цифры двумя разными цветами. Посмотрите внимательно одну минуту на эти цифры и попробуйте запомнить их.

Закройте эти цифры и попробуйте написать на бумаге все то, что вы запомнили. Проверьте себя, если много ошибок попробуйте запомнить первые две строчки и затем написать их.

Затем попробуйте запомнить и написать вторые две строчки. Если все правильно можно потренироваться и написать все четыре строчки.

Попробуйте запомнить две крайние строчки и написать их, а затем запомнить две строчки в середине и тоже написать их. Не забывайте, что некоторые цифры написаны красным цветом.

Упражнение 6

В этом упражнении даны образцы узоров их надо запомнить и продолжить точно также как на примере.

Сначала попробуйте выполнить задание под цифрой один.

Запомните рисунок под цифрой один закройте образец и продолжите на память соединять кружочки по образцу.

Теперь посмотрите образец рисунка под цифрой два. Закройте образец и соедините треугольники на память.

После выполнения задания под цифрой два приступайте к заданию под цифрой три. Здесь надо запомнить в каком порядке соединяются квадраты. После того как вы запомнили, закройте картинку и попробуйте соединить квадраты точно также.

Упражнение 7

Рассмотрите внимательно следующую картинку, на ней нарисованы животные, млекопитающие, рыбы и так далее. Постарайтесь запомнить все картинки в течение одной минуты. Затем закройте картинку.

Теперь напишите на бумаге всех животных, по порядку как они расположены и в какую, сторону смотрят. Если запомнили не всех животных или в неправильном порядке повторите упражнение.

Затем попробуйте запомнить в другом порядке, например, написать всех животных в алфавитном порядке. Запишите все, что вы запомнили. При необходимости повторите упражнение.

Упражнение 8

Посмотрите на следующую пирамиду из чисел, в каждой последующей строчке добавляется одна цифра. Попробуйте запомнить все цифры по порядку. Запоминайте сначала первую строчку, затем вторую строчку и так далее.

8 9 0
1 5 7 8
3 9 0 6 4
8 4 5 1 3 6
7 9 2 2 4 6 0
5 1 4 0 3 2 7 9

Можно запомнить первые три строчки и написать их на память. Если получилось, то попробуйте запомнить первые четыре строчки и затем написать их. Проверьте себя.

Теперь попробуйте запомнить пять строчек и написать. Затем запомните всю пирамиду чисел и запишите их.

Упражнение 9

Посмотрите 20 секунд на следующие две картинки закройте их и скажите сколько одинаковых фигур нарисовано на этих картинках. Нарисуйте их по памяти.

Теперь снова посмотрите на эти две картинки 20 секунд и закройте картинки.

Сколько изображено разных картинок на этих двух картинках.

Проверьте себя. При необходимости повторите упражнение.

Упражнение 10

Это упражнение можно делать в спокойной обстановке дома или на работе, если есть время.

Посмотрите на предметы, которые вас окружают. Выберите один из предметов и изучите его внимательно. На изучение вам дается двадцать секунд. Затем отвернитесь от этого предмета и попробуйте его описать.

Например, вы выбрали картину.

Какая картина большая, маленькая? Какая рамка у картины? Что изображено на картине? Постарайтесь сделать полное описание того, что вы запомнили. Если вы мало успели запомнить за двадцать секунд, повторите упражнение.

Таким же образом вы можете рассмотреть другие предметы и попробовать их описать. С каждым разом предметы старайтесь выбирать сложнее.

Упражнение 11

Посмотрите на следующее упражнение здесь вам надо запомнить четыре строчки. Сначала попробуйте запомнить первую строчку, на запоминание дается одна минута, закройте ее и попробуйте написать все, что вы запомнили.

Затем посмотрите внимательно вторую строчку, запомните ее, теперь закройте и попробуйте написать по памяти. Затем запоминайте третью и четвертую строчку. Попробуйте написать, если получилось, попробуйте написать все четыре строчки. Повторите упражнение.

Упражнение 12

В этом упражнении посмотрите на верхнюю часть картинки. Здесь нарисованы точки, запомните в каком порядке, нарисованы эти точки. На запоминание дается одна минута.

Закройте верхнюю часть картинки и попробуйте нарисовать точки в таком же порядке в свободных клетках, в нижней части картинки. Проверьте, что у вас получилось. Повторите упражнение.

Упражнение 13

Посмотрите следующее упражнение, здесь написаны названия животных. Посмотрите, как и в каком порядке, они написаны. Запомните их, затем закройте эти слова и попробуйте их написать.

Если получилось, то попробуйте написать их на память в алфавитном порядке.Повторите упражнение.

Упражнение 14

Посмотрите на эти две картинки одну минуту и найдите как можно больше различий. Закройте эти картинки и попробуйте по памяти написать на бумаге все отличия.

Теперь откройте картинки и сравните отличия на картинках и то, что вы написали на бумаге. Можно повторить упражнение для закрепления.

Упражнение 15

Посмотрите следующее упражнение, здесь изображены: квадраты, треугольники, кружочки и ромбы. В каждом квадрате надо поставить галочку, в каждом треугольнике надо поставить знак минус, в каждом кружочке надо поставить знак плюс и в каждом ромбике надо поставить точку. Все фигуры перемешаны. Заполнить их надо внимательно и очень быстро ничего не перепутать.

Посмотрите на свои ошибки и попробуйте повторить упражнение.

Упражнение 16

В этом упражнении вам надо запомнить слова, на запоминание дается одна минута. Закройте слова, и попробуйте написать их на бумаге по памяти в каком же порядке.

Посмотрите, что у вас получилось. Если что-то забыли, посмотрите еще раз внимательно и повторите упражнение. Теперь посмотрите еще раз на слова и закройте их. Попробуйте написать все слова в алфавитном порядке. Повторите упражнение.

Упражнение 17

Посмотрите внимательно на следующую картинку, здесь изображены разные предметы, вещи и животные. Постарайтесь запомнить, что здесь нарисовано. Закройте картинку и попробуйте по памяти написать все предметы, которые вы запомнили.

Проверьте то, что вы написали, если у вас много ошибок повторите упражнение. Посмотрите снова на картинку, закройте ее и попробуйте написать все предметы в алфавитном порядке.

Упражнение 18

Посмотрите на следующую картинку, вам даны цифры. Посмотрите на них внимательно, и постарайтесь запомнить на запоминание дается одна минута. Теперь закройте цифры и напишите их по памяти цветными ручками или карандашами.

Проверьте то, что вы написали. Правильно вы написали цифры, в таком же порядке? Цвет цифр правильно указали? Если есть ошибки, попробуйте повторить упражнение.

Упражнение 19

Посмотрите внимательно на следующее упражнение.

Здесь даны шесть столбиков из разных букв.

Посмотрите внимательно первый столбик, здесь подчеркнуты буквы, это написано слово, читать его надо с нижней строчки. Получается: д о к лады ва ть. Теперь попробуйте самостоятельно найти и написать слова в следующих столбиках.

Упражнение 20

Это упражнение можно делать и на работе во время перерыва и дома. Посмотрите на следующую картинку двадцать секунд, закройте ее. Теперь попробуйте внимательно рассказать о ней как можно больше или написать на бумаге.

Постарайтесь описать не только цветы, но и вазу. Посмотрите, что вы написали и сравните с картинкой. Повторите упражнение.

Курсы для развития памяти

Полезные курсы для улучшения памяти, концентрации внимания и работы мозга:

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать.

После прохождения курса ребенок сможет:

  1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
  2. Научится запоминать на более длительный срок
  3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации

Супер-память за 30 дней

Развитие памяти не отрываясь от повседневных дел и забот. Большинство упражнений этого курса направленны на тренировку памяти в естественных условиях, потому что запоминать нужно быстро и точно независимо от обстановки вокруг нас. Не нужно специально выделять время для тренировки памяти. Тренируйте ее дома, на работе, в дороге. Учитесь запоминать нужную информацию уже с первого урока.

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Игры и увлекательные упражнения для развития мозга, памяти, концентрации внимания, креативности, которые будут приходить на почту в течении 30 дней после подписки. В качестве бонуса будут приходить уроки их других курсов.

Скорочтение за 30 дней

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Развивайте память и внимание в устном счете. За 30 дней научим считать в уме сложные примеры в уме на сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в квадрат и так далее.

Запоминайте расположение закрашенных полей за 1-2 секунды, после чего воспроизводите закрашенные поля по памяти. Игра тренирует визуальную память и скорость запоминания.

Анаграммы помогут развить такие качества как: внимание, концентрация, скорость мысли, скорочтение . В этой игре Вам предстоит выбрать 1 вариант из 4, в которым перемешаны только те буквы, которые входят в состав данного слова. В каждом раунде дается новое слово. Помните, что время ограничено! Чем быстрее вы будете искать ответ – тем больше очков получите в конце игры.

Развивающая игра "Буквенный охват"

Игра на развитие объема памяти. На экране показываются буквы, которые нужно успевать запоминать и воспроизводить в нужном порядке.

Пятнашки

Пятнашки – это отличный способ размять ваш мозг на весь день! Это игра для развития мышления . Игра пятнашки представляет собой квадратную доску, разделенную на 16 одинаковых квадратных секций. В вашем распоряжении 15 квадратных костяшек пронумерованных соответственно. Сами костяшки перемешаны внутри коробки случайным образом.

Суть этой игры заключается в том, чтобы привести костяшки в порядок, а именно расставить номера друг за другом сверху вниз, слева направо, следовательно, пустой квадратик должен быть снизу справа. Игра поможет вам развить логическое мышление, и память, ведь различные хитрости и комбинации полезно запоминать. Так же Вы сможете развивать возможность просчитывать ходы вперед без ошибок. Сыграем?

Заключение

Развивайте свою память и внимание постоянно. Если есть у вас время, занимайтесь и тренируйтесь на упражнениях, если нет времени занимайтесь по пути на работу, по пути в магазин и так далее. Желаем вам удачи.

Как тренировать память? Уверен, что таким вопросом задавался каждый из нас. Со временем начинаешь замечать, что какие-то мелкие детали забываются, что-то «выпадает» из головы. Потом маленькие детали становятся все больше и больше. Со временем начинаешь забывать важные события, даты, встречи. Это становится действительно проблемой, которую нужно решать.
Если раньше проблема плохой памяти волновала лишь стариков, то сейчас и молодежь все чаще жалуется на подобные недуг. Так что это? Болезнь, банальная невнимательность и рассеянность, или еще что-то?

Статья в тему:


Ученые доказали, что 30% услышанной вами информации забудется через 20 минут, а уже через несколько часов вы не будете помнить и 70% того, о чем говорили. Ладно, если вы забываете что-то несущественное, но порой бывает так, что очень нужные встречи или дела попросту уходят на второй план. Как же тренировать память, как научиться получать максимум из услышанной, увиденной, прочитанной информации? Сегодня мы расскажем про 10 простых, но очень действенных способов улучшения вашей памяти. На первый взгляд они кажутся уж очень простыми, но если регулярно придерживаться нижеприведенных рекомендаций, то уже через несколько недель вы увидите качественные изменения.

1. Тренировка

Мозг можно рассматривать как мышцу. Конечно, не в классическом понимании этого слова, а лишь в том плане, что ему тоже нужны тренировки. Если вы хотите иметь хорошую память, то нужно ее тренировать. Разгадывайте кроссворды, учите песни, стихи, тексты. Можете начать изучать иностранный язык.
Один мой товарищ делал так. Каждое утро едя на работу он запоминал названия магазинов. Когда приезжал в офис, то записывал те, которые остались в памяти. На следующий день опять запоминал, и опять записывал. Со временем он уже наизусть мог их назвать, сказать где находятся, чем торгуют и т.д. Отличный и довольно необычный способ тренировать память, при этом не тратя лишнего времени.

Статья в тему:

2. Виноградный сок

Очень простой способ улучшить память – пить виноградный сок. Но не нужно путать настоящий сок с жижей которая продается в супермаркетах. Лучше самому с осени запастись качественным, красным виноградным соком.
Ученые из США доказали, что ежедневное употребление именно красного сока улучшает память на 20%. Это происходит за счет высокого содержания антиоксидантов, которые способствуют омоложению мозга.

3. Физическая активность

Наше тело – это идеальный механизм, и если оно находится в хорошем состоянии, то все функционирует правильно. Так вот, физическая активность способствует улучшению памяти. Когда вы двигаетесь, занимаетесь спортом, ведете активный образ жизни, то кровь циркулирует лучше, и переносить кислород в ваш мозг.
Интересный факт, президент США Франк Рузвельт обладал невероятной способностью запоминать имена. Он знал и помнил всех, с кем когда либо общался. Вы спросите как это ему удавалось? Все довольно просто. Рузвельт мысленно писал на лбу у человека его имя, и это позволяло при встрече быстро его вспомнить.

Статья в тему:

4. Говорите в слух

Если хотите что-то запомнить, то нужно это проговорить в слух. Мозг устроен таким образом, что он гораздо лучше воспринимает информацию если она поступает в разных формах. Поэтому, если вам нужно запомнить адрес, телефон, имя человека, то не просто запишите его в блокнот, а еще и проговорите.
Очень действенным являются и ассоциативные ряды. Например, если название улицы тяжело запомнить, то подумайте с чем оно у Вас ассоциируется. Так вы создаете в памяти определенные образы, позволяющие быстрее воспроизводить информацию.

5. Сон

Самый простой способ улучшить память – это сон. Не засиживайтесь за компьютером до утра, ложитесь раньше, отдыхайте, высыпайтесь. Во сне расслабляются все мышцы, организм приходит в тонус, мозг тоже отдыхает. Ученые уже не раз акцентируют свое внимание на том, что здоровый и полноценный сон позволит Вам не только прожить дольше, но также наполнит зарядом энергии на весь день.
Очень важно еще понимать, что главное не сколько часов вы спите, а когда вы ложитесь отдыхать. Самое оптимальное время для сна с 21 до 01 ночи. Именно в это время мозговые волны максимально спокойны, тело все расслаблено, и вы по настоящему отдыхаете. Человеку, который ложиться спать в 22 часа, достаточно 5-6 часов для сна. Если же вы ложитесь в 3, а то и в 5 утра, то и 10 часов может быть мало. В результате вы проснетесь уставшим, вялым, без сил и энергии. Понятное дело, что в таком состоянии память будет куда хуже.

6. Релаксация

Под релаксацией лично я понимаю различные духовные практики – йога и медитация. Восточные мудрецы уже тысячелетиями практикую медитации, и это позволяет им не только жить более ста лет, но и все время оставаться в сознательном и бодрствующем состоянии.
Медитация – это очищения ума, минуты безмолвия и самопознания. Когда вы медитируете, то как бы раскладываете все мысли и переживания по полочкам, очищаете ум от лишнего.

7. Гимнастика для глаз

Еще один научный факт, который был подтвержден многими учеными. Достаточно каждое утро уделять 30 секунд небольшой гимнастике для глаз, и ваша память улучшиться на 10%. Что нужно делать? Просто встаньте перед окном, или где Вам удобно, и перемещайте глаза из стороны в сторону. Такое упражнение позволит задействовать оба полушария головного мозга, синхронизировать их работу.
Интересный факт. Если вы хотите заучить какую-то важную информацию, то лучше это делать с 7 до 10 утра, и с 17 до 20 вечера. Именно в эти периоды активность головного мозга выше на 30%. Поэтому, если готовитесь к сессии, то не стоит учить по ночам и недосыпать. Лучше хорошенько высыпайтесь, а все самое главное учите с утра.

8. Ассоциации

Чуть выше я уже косвенно затронул ассоциации и ассоциативные ряды. Это очень действенный метод, который доказан не только научно, но и проверен на собственном опыте. У меня очень много запахов ассоциируются с теми или иными людьми, и с событиями, при которых я этот запах впервые почувствовал. Вы же можете использовать свои образы. Например, какие-то названия, картинки, звуки, или те же запахи.
Ассоциации позволяют капнуть глубоко в недра нашей памяти, найти такие уголки, где спрятано самые интересные воспоминания.

9. Здоровое и правильное питание

Здоровое и правильное питание способствует развитию организма, его нормальному функционированию. Поэтому, если вы хотите улучшить свою память, то нужно отказаться от продуктов содержащих химию, Е-добавки, красители, усилители вкусу. Все это блокирует нормальное развитие организма и мозга в том числе.
Употребляйте больше свежих и натуральных продуктов. В первую очередь обратите внимание на те, которые содержат антиоксиданты. Это черника, брокколи, шпинат, орехи, цитрусовые, свекла, чернослив, изюм. Не забываем, естественно, про омега – 3 жирные кислоты!
Интересный факт. В последнее время ученые очень осторожно, но регулярно, заявляют, что вегетарианская диета, которая основывается на употреблении свежих овощей и фруктов (до 90% рациона) значительно полезнее нежили обычное питание. Свежие овощи и фрукты, а также злаки и орехи, содержать все необходимые витамины, минералы, быстро перевариваются и легко усваиваются организмом.

Статья в тему:



10. Витамины

Конечно же, без витаминов никуда. Но не стоит думать, что синтетические витамины, которые продаются в аптеках, сильно Вам помогут. Тут, прежде всего, нужно рассчитывать только на натуральные витаминные комплексы. Понимаете о чем я? Да-да, яблоки с бабушкиной деревни, зелень, овощи и фрукты – вот то, что сделает Вас здоровее и сильнее.
Очень много витамином, различных жиров и минералов содержится в бобовых и злаках. Маш, нут, чечевица – лидеры по содержанию белка и незаменимых аминокислот.

Чтобы стать умнее и улучшить работу мозга, стоит воспользоваться следующими советами, которые обязательно помогут улучшить память взрослому человеку . Сегодня мы пройдемся по самым эффективным способам улучшения памяти благодаря активизации мозговой деятельности. А после того, как вы выберете подходящие способы именно для вас, — следует найти полную информацию конкретно о данном способе, чтобы применять его на практике полноценно.

Из статьи вы узнаете следующую информацию:
— Самые действенные способы как улучшить память взрослому человеку;

Итак, 15 способов как улучшить память и работу мозга взрослому человеку.

1. Постарайтесь тренировать кратковременную память , заучиванием на память номеров телефонов.
Это хорошее и простое упражнение помогает тренировать кратковременную память, которая является первым двигателем интеллекта. Многие предприниматели и руководители компаний тренируют память именно таким незатейливым способом.

2. Хотите запоминать большое количество информации, — старайтесь высыпаться . Здоровый сон очень важен для полноценного функционирования организма.
Если с вечера тяжело что-либо запомнить, раньше ложитесь спать . Проснувшись утром, вы с удивлением заметите, что вся нужная информация уже «записана» в мозгу. Исследования доказали, что память продолжает работать и во время сна. Но когда тело устало, не следует его перегружать. Урегулируйте режим дня.


3. Движения — двигатель развития не только всего организма, а и мозга.
Новые клетки гиппокампа (участка мозга) растут тогда, когда человек находится в движении, причем движение способствует защите и уже имеющихся клеток. Исследования показали, что получасовая пробежка каждый день способствует увеличению концентрации элементарного внимания втрое.

4. Изучение иностранных языков.
Когда вы владеете несколькими языками, мозг начинает думать, выбирая уместные слова, тем самым активизируя корковые связи. Последние отвечают за все языки, которыми владеет человек. После этого в работу включается управленческий участок (предлобная кора мозга), который непосредственно и отвечает за выбор нужного слова. Разговаривая на разных языках, человек волей-неволей заставляет себя постоянно тренировать мозг . Это улучшает память любому взрослому человеку.

5. Решение логических ребусов и задач.
Учеными давно доказано, что решения логических упражнений, кроссвордов и ребусов способствуют снижению вероятности развития возрастного слабоумия. Вот почему врачи всегда советуют людям в возрасте уделять время разгадыванию кроссвордов и ребусов. Собирая пазл, вы тренируете участки мозга. При этом мозг не загружен полностью и способен думать параллельно о чем-то другом.

6. Интересно и полезно: занимайтесь рукоделием.
Вы увеличиваете мозговую активность и тогда, когда вы тренируете мелкую моторику рук, тренируется и умственное развитие. Так что смело беритесь за рукоделие: бисер, вязание, вышивка, шитье - положительно влияют на интеллект. Такое развитие памяти широко используется для развития детей в дошкольном и школьном возрасте.

7. Воздвижение «дворца».
Для того, чтобы происходящие факты хорошо запомнились, необходимо провести ассоциативный ряд мыслей, возвести своеобразный «дворец памяти» - методика для лучшего запоминания информации. Ознакомиться подробнее с этой методикой можно в книге Брайена «Как развивать абсолютную память». Она основана на умственной деятельности, направленной на стратегическое обдумывание и построение чего-бы то ни было.

8. Исследование «новых путей».
Ученые предлагают делать зарядку для ума, цель которой - изменить ход и порядок вещей, течение событий. Для ее выполнения достаточно пойти на работу иным маршрутом, использовать в качестве главной руки левую, принять душ в темноте и так далее. Эти действия лишают отростки нервных клеток возможности атрофироваться.

9. Наслаждение кофе.
Говоря о способах как улучшить память взрослому человеку, следует помнить о пище, способной стимулировать мозговую активность. С помощью экспериментов установлено, что люди, которые выпивают ежедневно несколько чашечек кофе, меньше подвержены депрессии. Кофе способствует улучшению состояния кратковременной памяти в результате воздействия кофеина на нейронные связи. Однако этот способ можно применять в случае отсутствия противопоказаний, так как кофеин активно действует на сердце.

10. Выполнение «экзамена сознания» (упражнение Пифагора).
Ежедневно, перед тем как уснуть, анализируйте детально весь день: что вы сделали хорошего, за что вам стыдно, что бы вы хотели изменить и так далее. Постепенно усложните «упражнение Пифагора»: возвратитесь в прошлый день, в позапрошлый. Восстанавливайте в памяти любые нюансы, все подробности. Этот способ подходит тем, кто любит вспоминать и мечтать, как например, рассматривая старые фотографии.

11. Игры с детьми (малышами).
Непосредственность детей способна активизировать у взрослого творческое начало. Игра с детьми тренирует часть мозга, которая отвечает за эмоции (миндалевидная железа). Возьмите за правило подобно ребенку задавать вопросы, проявлять любопытство - так вы откроете для себя много нового и познавательного.

12. Черчение и рисование.
Чтобы активизировать внимание и повысить память, во время разговоров или размышления старайтесь что-либо рисовать или чертить. Этот способ подходит не для всех, но он очень способствует сосредоточению человеку на конкретной вещи, что тренирует мозг.

13. Общительность.
Самая простая тренировка памяти, — общение с разными людьми.
Будьте открытым человеком, разговаривайте с другими людьми, интересуйтесь их новостями. Человек, который ведет замкнутый образ жизни, перестает развиваться.

14. Целебная сила классического искусства, музыки.
Для развития памяти, концентрации внимания полюбите классическую музыку. Музыка других направлений воздействует на организм либо отрицательно, либо нейтрально.

15. Ароматерапия.
Вдыхайте запах розмарина, его аромат способен усилить концентрацию внимания. Запахи розы и герани успокаивают и оказывают благотворный эффект на память. А запахи кипариса, лимона и мяты являются для памяти ароматическими энергетиками.

Вам осталось выбрать подходящие способы тренировки памяти и улучшения работы мозга. А потом узнать о подходящем для вас способе более конкретно.

В этой статье мы постарались раскрыть для вас тему:

Надеемся, информация была для вас полезной и актуальной для того, чтобы использовать её в своей жизни. Оставайтесь всегда на высоте, спасибо за ваше внимание, женский онлайн-журнал сайт

Улучшение памяти происходит в результате постоянных тренировок работы мозга. Важно не только много читать, но и извлекать из литературы максимум информации с деталями, то есть пользы. Как удержать в памяти массивы информации? Предлагаем использовать технику под названием АДВ. С ее помощью можно быстро проанализировать новую информацию, отделить главное от второстепенного и упростить запоминание текста.

Что такое техника АДВ?

Техника АДВ – это надежный способ проанализировать текст и запомнить из него самую важную информацию. Техника основана на выделении краткого содержания текста и его оценке. Ее составные части: А – аннотация, Д – доминанта, В – вывод. Рассмотрим эти элементы подробнее.

Аннотация

Это краткий пересказ текста, состоящий из 1–3 абзацев. Аннотация статьи объемом 10 000–15 000 знаков может быть из одного абзаца. Краткий пересказ книги содержит 2–3 абзаца.

Если не привыкли конспектировать, поначалу испытаете трудности. Поэтому для тренировки в первый раз сделайте подробный пересказ прочитанного, а затем сокращайте его до тех пор, пока в аннотации не останется лишней информации

Доминанта

Это ответ в одном предложении на вопрос, о чем текст. Стремитесь к тому, чтобы доминанта подсказывала главную мысль автора, опираясь на которую можно легко вспомнить нужную информацию из текста.

Вывод

Аннотации и доминанта отражают задумку автора. Сюда мы не вносим оценочных суждений. В выводе, наоборот, выражается отношение к прочитанному. В идеале давайте в выводе не только оценку («нравится/не нравится», «полезно/бесполезно»), но и описывайте план дальнейших действий.

Как избежать ошибок в запоминании

Хотя АДВ – простая техника, которую может освоить и успешно применять любой человек, при ее использовании все же допускают ошибки. Приведем распространенные, чтобы можно было их избежать.

Частые ошибки в аннотациях

  1. Не используйте общие фразы. Они засоряют память и мешают запомнить информацию. Используйте в аннотации конкретику.
  2. Не оценивайте и не интерпретируйте текст автора.

Частые ошибки в доминантах

  1. Слишком короткая доминанта. Короткая доминанта не показывает отличие данного текста от других на эту же тему. Не сокращайте ее до пары слов, а формулируйте развернуто.
  2. Доминанта дублирует название текста.
  3. Оценочная доминанта. Ваша задача сформулировать суть книги, а не дать ей оценку.

Частые ошибки в выводах

В выводах встречаются следующие ошибки:

  1. Вывод отсутствует или сформулирован формально.
  2. В выводе нет анализа, преобладают эмоции. Это недостаточно для дальнейшего использования в работе.

Теперь вас не испугает даже сложный текст, который надо проработать в сжатые сроки. Ведь вы владеете техникой АДВ. Введите ее использование в привычку. Когда читаете значимый для вас текст, формулируйте аннотацию, доминанту и вывод. При желании запишите их в отдельный файл или блокнот. Это очень удобно.

Принцип работает и в отношении любой другой информации, когда по запросу руководителя нужно сделать краткий анализ коммерческого предложения, информационных статей или отчетов.

Упражнения для улучшения памяти

Чтобы иметь хорошую память, нужно тренировать её постоянно. В этом помогут простые упражнения.

  • Наблюдение . Наблюдая за каким-либо явлением, старайтесь запоминать звуки, явления, запахи. Важно акцентировать свое внимание на деталях. Сначала постарайтесь запомнить какое-то происшествие, даже обычную прогулку или встречу, а потом постарайтесь всё вспомнить в деталях. Повторите произошедшее в обратном порядке.
  • Заучивание и пересказывание . Каждый день необходимо заучивать небольшие части текста. Нужно придумывая ассоциации, воображая картину. Как известно, легче всего учить отрывками, а не весь текст сразу. После пересказывайте заученное в деталях.
  • Придумывайте . Придумывайте истории, события или рассказы. Рассказывайте придуманное нескольким знакомым, стараясь придерживаться одного сюжета.
  • Запоминайте расположение предметов . Запоминайте список предметов, мысленно представьте их, а затем постарайтесь собрать, как пазл, воедино всю картину.
  • Заучите номера телефонов всех друзей, родственников и знакомых.
    Заучите телефонные номера и старайтесь, чтобы они ассоциировались с тем местом или человеком куда звоните.


Не пропустите самые популярные статьи рубрики
:

В этом материале представлены упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов,осознание визуального и словесного материала,а также направленные на развитие возможности устанавливать связи(ассоциации) между элементами материала,конкретизацию абстрактных образов,запоминание стихов и текстов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Группа №1: Упражнения на развитие способности к воссозданию мысленных образов (визуализацию понятий).

Упражнение №1 "Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно".

Упражнение проводится в два этапа. Т.к. детям в этом возрасте сложно удерживать мысленный образ достаточно долго без подкрепления, то на 1-м этапе необходимо использовать графическое изображение понятия. Взрослый говорит ребятишкам: "Попробуйте к каждому из названных мной слов сделать какой-либо рисунок". Зрительный образ, прямо отвечающий понятию, возникает легко, почти автоматически, тогда как в случае косвенного соответствия нужны усилия воображения.

Примерный перечень возможных серий:

Серия № 1

Грузовик Умная кошка

Гнев Мальчик-трус

Веселая игра Капризный ребенок

Дерево Хорошая погода

Наказание Интересная сказка

Серия № 2

Веселый праздник Радость

Темный лес Болезнь

Отчаяние Быстрый человек

Смелость Печаль

Глухая старуха Теплый ветер

Серия № 3

Сомнение Зависть

Сила воли День

Успех Страх

Скорость Сильный характер

Справедливость Хороший товарищ

2-й этап - представление слов или фраз в уме, без фиксации на бумаге.

Упражнение №2 (усложненный вариант предыдущего задания).

Берутся 200-300 спичек. Вы диктуете детям слова, а их задача - выкладывать из спичек образ, который эти слова у них вызывают. (Например, трактор может вызвать образ ломаной линии от звука "р-р-р".) Спички можно класть в любом положении, ломать. Слова диктуются с паузой в 1 мин. После того, как закончили диктовать слова, дети должны по составленным ими "образам-спичкам" воспроизвести слова. По мере тренированности повышается скорость и увеличивается количество слов.

Теперь, когда дети научились создавать зрительные образы, облекая их в конкретную форму, обратитесь к другой стороне процесса запоминания - осознанному восприятию. Научить детей концентрировать внимание на запоминаемом объекте поможет вам привлечение к его исследованию чувств как стимуляции деятельности мозга.

Группа №2: Упражнения, направленные на развитие осознанного восприятия и концентрацию внимания.

Упражнение №3. "Осознание визуального материала".

Для этого упражнения потребуются листок бумаги, карандаши и секундомер. На рисунке, приведенном ниже, представлены 12 изображений. Детям предлагается рассмотреть рисунки первой строки, закрыв остальные листом бумаги, чтобы они не отвлекали внимание. Спустя 30 сек попросите их закрыть целиком всю страницу и нарисовать по памяти предметы первой строки. Затем предложите им сравнить, насколько их рисунки соответствуют рисункам образца. Далее перейдите к следующей строке. С двумя последними строками поработайте одновременно.

Упражнение №4. Пробуждение "чувства деталей".

Перейдите от конкретных изображений к абстрактным. Предложите детям для начала четыре абстрактные фигуры.

Каждую из них они должны рассматривать в течение минуты, закрывая при этом остальные, чтобы не отвлекать внимание. Затем попросите ребят мысленно представить себе эти фигуры во всех деталях и по памяти начертить каждую на бумаге.

Упражнение №5. "Осознание словесного материала" (используется для тренировки как зрительной памяти, так и слуховой).

Цель этого упражнения - заставить детей поразмышлять о словах. Ведущий говорит: "Сейчас я буду читать (показывать) (в зависимости от тренируемого типа памяти) слова, услышав (увидев) каждое слово, представляйте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать, и т.п.

Например, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом острым и сладким одновременно".

В качестве предварительной тренировки можно предложить детям сначала описывать вслух вызываемые при помощи чувств образы и лишь после этого переходить к работе "только в уме".

Упражнение №6. "Оживление".

К этому упражнению желательно переходить после того, как будут хорошо освоены предыдущие, т.к. оно требует сформированности умения переводить информацию в зрительный образ (навыка визуализации) и особой концентрации внимания, вызываемой осознанностью восприятия.

Предложите детям представить себе какого-либо зверя, животное. После того, как образ создан, попросите их "оживить" картинку, т.е. чтобы животное начало двигаться, жить своей жизнью в воображении. Пусть дети расскажут друг другу про своих зверей. Затем подведите итоги, чей рассказ оказался самым интересным.

После упражнений с живыми существами можно переходить к "оживлению" предметов. Упражнение выполняется сначала с закрытыми глазами, а потом с открытыми. Всего на различных занятиях предлагается для достижения хорошего результата оживить 50 живых существ и 100 предметов. Можно провести это упражнение в качестве игры в волшебника: ребенку предлагается стать волшебником, способным оживлять при помощи волшебной палочки все, что угодно. Например, он касается в своем воображении предмета, и тот оживает, затем "волшебник" рассказывает всем, что он видит; после роли меняются.

Все приведенные выше упражнения способствуют записи информации, что необходимо для пользования кратковременной памятью. При этом данные памяти, идущие от восприятия, в соответствии с решаемой задачей дополняются данными, хранящимися в долговременной памяти. В то же время, чтобы воспоминания кратковременной памяти перешли на длительное хранение, т.е. в долговременную память, они должны подвергнуться специальной обработке - структурированию и упорядочиванию.

Таким образом, становится ясно, что подобный процесс передачи невозможен без участия в нем мыслительных операций. Первичная обработка по систематизации и классификации запоминаемых объектов происходит с помощью операций установления сходства и различий, при обязательном участии эмоциональной сферы. Это обеспечивает деление информации на категории (для удобства хранения) и снабжает ее опознавательными сенсорными знаками, облегчающими извлечение из памяти.

В связи с этим работа по тренировке долговременной памяти должна начинаться с необходимости развития у детей умения сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия.

Группа №3: Упражнения на развитие операций установления сходства и различий, анализа деталей и их синтеза.

Упражнение №7.

Все анализируемые предметы исследуются по одной и той же схеме: от эмоций к логике. Приведем план такого анализа.

1. Эмоциональное восприятие предмета.

"Посмотри, какое он производит на тебя впечатление? Как тебе нравятся его цвет, форма, те предметы, которые его окружают, выделяются на общем фоне?"

Подобные вопросы взрослого должны натолкнуть ребенка на анализ его эмоциональных реакций. Задача ведущего - вовлечь ребенка в активный процесс восприятия, в который сознательно включается эмоциональный фактор, гарантирующий лучшую долговременную запись в памяти. Постарайтесь выяснить, что произвело на ребенка самое яркое впечатление.

2. Анализ вызванных эмоций.

"Скажи, этот предмет тебе приятен или нет? Он тебя раздражает или успокаивает? Кажется впечатляющим или бесцветным? Грустным или забавным? Увлекательным или скучным?"

Учите ребенка прислушиваться к своим эмоциям, разбираться в них. Такого рода размышления о вызываемых эмоциях способствуют лучшему закреплению следов в памяти.

Логическая часть. Простая стратегия анализа позволит сосредоточиться на главных, особо значимых аспектах.

3. Установление общего смысла.

"Посмотрите на предмет. Что это за предмет? Как он называется?"

4. Рассматривание с точки зрения композиции.

"Посмотрите, какие использованы краски, дополнительные элементы, выгодно отличающие предмет? Что находится на переднем плане? и т.д."

Постарайтесь своими вопросами вовлечь ребенка в пространственное восприятие объекта.

5. Анализ деталей.

Теперь вы должны найти с детьми наиболее значимые элементы, дающие специфическую информацию о предмете. Углубитесь в описание, сосредоточиваясь на отдельных деталях. Этот этап может быть более или менее сложным в зависимости от количества деталей, которые должны запомнить дети.

6. Синтез.

"Закройте глаза и попробуйте мысленно представить себе исследованный объект. Скажите, что вы четко видите на своей картинке? Возьмите карандаши (краски) и нарисуйте, как вы его запомнили".

В заключение можно сравнить полученные рисунки. Для упражнений в приведенном выше анализе используются предметы, доступные в ваших условиях:

Фрукты или овощи; начните с одного объекта, постепенно переходя к сравнению нескольких одного и того же семейства;

Цветы и растения;

Деревья; исследуйте с детьми их общую форму, крону, ветки, листья, цветки, плоды или сережки (если имеются);

Животные (например, кошки, собаки, птицы);

Близкие окрестности (близлежащие улицы, парки и т.д.);

Упражнение №8.

Ребенку предлагают запомнить предметы, изображенные на 3-4 картинках, и назвать их по памяти. Затем он должен отыскивать их изображение на 10-12 похожих картинках, но беспорядочно разбросанных. Это же упражнение можно использовать для узнавания букв или цифр, применяя специально изготовленные карточки или кассу букв и цифр.

Постепенно количество запоминаемых картинок можно увеличивать.

Описанные выше упражнения помогут детям научиться упорядочивать запоминаемую информацию. Для извлечения же информации необходимо "ушко", или "ниточка", за которую ее можно было бы вытаскивать. Таким инструментом являются ассоциации. Ассоциация - это психический процесс, в результате которого одни представления и понятия вызывают появление в уме других. Например, вспомнили про праздник Новый Год - и сразу в сознании всплыли представления о елке, салате "Оливье", шампанском, Снегурочке с Дедом Морозом…

Обычно ассоциации устанавливаются скорее интуитивно, чем логично, хотя сама подобная работа невозможна без умения находить сходства или различия. Именно поэтому упражнения предыдущей группы должны быть проработаны особенно тщательно. Тренировке же умения устанавливать связи (ассоциации) между элементами материала посвящены упражнения четвертой группы. Здесь же приводятся задания на развитие ассоциативного мышления, умения подбирать конкретные зрительные образы к абстрактным понятиям, а также описывается мнемотехнический прием "нелогичные ассоциации" для запоминания не связанных между собой слов.

Группа №4: Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи (ассоциации) между элементами материала.

Упражнение №9. "Двойная стимуляция памяти".

Перед ребенком раскладывают 15-20 карточек с изображением отдельных предметов (например, яблоко, троллейбус, чайник, самолет, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь, флажок, петух и т.д.). Ребенку говорят: "Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи ее в сторону". Затем читается первое слово. После того, как ребенок отложит картинку, читается второе слово и т.д. Далее он должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает те слова, которые ему были названы.

Примерный набор слов:

пожар, завод, корова, стул, вода, отец, кисель, сидеть, ошибка, доброта и т.д.

Упражнение №10.

Вы даете детям несколько слов, их необходимо перегруппировать, объединяя по какому-либо признаку, чтобы облегчить запоминание; а потом придумать историю, которая свела бы их вместе.

Упражнение №11.

"Посмотрите внимательно на рисунок. На нем представлены названия животных. Вообразите себе этих животных в местах, где помещены их названия, и придумайте историю, связывающую их между собой".

Затем рисунок закрывается, и дети должны на листке бумаги воспроизвести названия животных на их местах.

Упражнение №12 (на развитие ассоциативного мышления).

Цель этого упражнения - побудить детей к ассоциативному мышлению. Предложите им несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов, например:

Верблюд - горб, гора, пустыня, кактус, песок и т.д.

В конце попросите детей поработать самостоятельно над 2-3 словами. Применяйте это упражнение как можно чаще, формируя тем самым навык ассоциативного мышления.

Примерный набор слов:

ноготь, стакан, солнечный, осленок и т.п.

Упражнение №13. "Конкретизация абстрактного".

"Найдите конкретные зрительные образы, которые могут ассоциироваться с каждым из приведенных ниже слов, например, любовь/сердце и т.д."

Все эти упражнения направлены на формирование умения устанавливать логичные ассоциации, т.е. развивают логический вид запоминания. Однако в школе часто нужно запомнить материал, внешне логически не связанный. Для формирования этого умения мы предлагаем следующие упражнения.

Упражнение №14. "Нелогичные ассоциации".

Дайте детям несколько слов, логически не связанных между собой.

Книга Цветок Сосиска Мыло

Предложите им попробовать найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Пусть они фиксируют первые пришедшие на ум ассоциации. Постарайтесь дать простор их воображению, не ограничивайте их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история.

Используйте это упражнение как можно чаще, чтобы выработать у детей устойчивый навык.

Упражнение №15. "Нелогичные" парные ассоциации слов.

В этом упражнении требуется объединить в воображении два предмета, не имеющих ничего общего друг с другом, т.е. не связанных между собой естественными ассоциациями.

"Попробуйте создать в уме образ каждого предмета. А теперь мысленно объедините оба предмета в одной четкой картинке. Предметы могут объединяться по любой ассоциации, дайте волю своему воображению. Пусть, например, даны слова "волосы" и "вода"; почему бы не вообразить волосы, промокшие под дождем, или волосы, которые моют? Постарайтесь нарисовать как можно более яркую картинку".

Примерные пары для тренировки:

Горшок - коридор Солнце - палец

Ковер - кофе Двор - ножницы

Кольцо - лампа Котлета - песок

Ноготь - книга Обезьяна - пальто

Жук - кресло Зубной врач - туалет

Сначала пускай дети потренируются вслух, рассказывая друг другу свои картинки, затем поработают самостоятельно. На следующих занятиях продиктуйте им по одному слову из каждой пары - они должны вспомнить и записать второе. Обратите их внимание на полученный результат.

Упражнение №16. "Запоминание слов".

Теперь можно попробовать научить детей запоминать несколько логически не связанных слов. Начните с 10 слов, например:

дерево стол река корзина расческа мыло ежик резинка книга солнце

Эти слова надо связать в рассказ:

"Представьте зеленое красивое ДЕРЕВО. Из него начинает расти в сторону доска, из доски вниз опускается ножка, получается СТОЛ. Приближаем свой взгляд к столу и видим на нем лужу, которая стекает вниз, превращаясь в целую РЕКУ. Посередине реки образуется воронка, которая превращается в КОРЗИНУ. Корзина вылетает из реки на берег. Вы подходите, отламываете один край - получается РАСЧЕСКА. Вы берете ее и начинаете расчесывать свои волосы, а затем мыть их МЫЛОМ. Мыло стекает и остаются волосы, торчащие ЕЖИКОМ. Вам очень неудобно, и вы берете РЕЗИНКУ и стягиваете ею волосы. Резинка не выдерживает и лопается. Когда она падает вниз, разворачивается по прямой линии и превращается в КНИГУ. Вы открываете книгу, а из нее прямо вам в глаза ярко светит СОЛНЦЕ".

Сначала пусть дети пытаются представить рассказ, составленный вами, затем практикуются сами, придумывая рассказ (используются другие слова) и делясь им друг с другом. На заключительном этапе - вы диктуете им слова, а они, самостоятельно воображая, запоминают их.

Постепенно количество слов, предназначенных для запоминания, увеличивается.

Задача взрослого во всей этой работе - привести подобную запись, упорядочение и извлечение материала из памяти в устойчивый навык работы с информацией.

Теперь остановимся непосредственно на запоминании материала, часто используемого в школьной программе.

Упражнение №17. "Запоминание стихов".

Любой текст можно представить мысленными образами, на этом и основана предлагаемая техника запоминания, которой следует обучать детей.

В огороде чучело

Шляпу нахлобучило

Рукавами машет -

И как будто пляшет!

Это чучело - оно

Сторожить поставлено,

Чтобы птицы не летали,

Чтоб горошек не клевали.

Вот какое чучело

Шляпу нахлобучило,

Синий шарф на палке -

Пусть боятся галки!

(И. Михайлова)

а) Прочитайте внимательно первую строчку стихотворения.

б) Закройте глаза и попробуйте зримо представить себе содержание этой строки в уме. Постарайтесь нарисовать картинку яркой, почувствовать, как вы к ней относитесь: нравится вам ее содержание или нет.

в) Перейдите к следующей строчке. Прочитайте ее вслух и представьте в своем воображении. Продолжайте то же самое со всеми строчками.

У детей в голове должна получиться очень ясная картина образов, содержащихся в стихотворении. Дайте им задание прочитать все стихотворение вслух без остановок, подкрепляя слова возникающими зрительными образами.

г) "Теперь, - говорите вы детям, - попробуйте вспомнить стихотворение, отталкиваясь от мысленных образов. Закройте глаза и воспроизведите те образы, которые вам запомнились. Опишите их своими словами".

д) Проверьте себя, повторно перечитывая стихотворение вслух. Если нужно, подправьте образы, перечитывая стихотворение еще раз внимательно. Исправьте также последовательность, в которой эти образы у вас возникают.

е) Произнося стихотворение, вслушайтесь в звучание слов.

Обращайте внимание на ритм и рифмы.

Упражнение №18. "Запоминание текста".

Очень часто учитель сталкивается с трудностями в обучении детей пересказу как в устной форме, так и в письменной (изложении). Предлагаем вам примерный вариант работы с текстом, облегчающий его запоминание.

Определите основную идею содержания текста. Выявите главное - о чем идет речь? Для этого разрешите детям бегло просмотреть текст. Обратите внимание ребят на заголовок.

Спросите, из скольких частей состоит текст. Теперь постарайтесь помочь им поставить вопросы к каждой части, основываясь на подзаголовках (если есть), а затем при чтении дайте им возможность найти на них ответы. Это позволит детям проследить развитие главной идеи произведения.

Составьте с детьми план текста, выявляющий его структурную композицию. Для этого разбейте текст на длинные абзацы, содержание внутри которых объединено общей идеей. План можно составить письменно, а можно подчеркивать ключевые слова в абзаце, которые и составят основную мысль.

Предложите детям пересказать эти идеи сначала вслух, а затем про себя.

Теперь дети должны тотчас же повторно просмотреть текст, вновь акцентируя внимание на основных идеях, порядке их изложения и выделяя яркие образы и примеры, подкрепляющие основную мысль. При чтении просите детей зримо воспроизводить образы, подсказываемые текстом.

Перейдите к рассмотрению деталей произведения. Выявите вместе с детьми самые существенные из них.

Наконец, перейдите к личным комментариям и замечаниям детей. Выясните, что думают ребята об отношении автора к главным героям, событиям. Попросите их доказать это. Затем перейдите к обсуждению впечатлений самих детей. Старайтесь, чтобы дети не ограничивались согласием или несогласием с автором, а выражали, почему их мнение таково. Попросите их точно описать, что им нравится, а что нет

В заключение дайте ребятам возможность ответить на шесть простых вопросов: Кто делает, Что, Когда, Почему, Где, Как? Это позволит дольше сохранить прочитанное в активной зоне детской памяти.

Упражнения для развития памяти

Упражнения 1.

Предложите ребёнку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем откроет глаза и проверит верно ли были названы им предметы.

Упражнение 2.

«Мысленные образы и эмоции»

«Я вам буду говорить фразы, а вы после каждой закройте глаза и представьте себе соответствующие картинки».

Собака, виляющая хвостом.

Муха в вашем супе.

Миндальное печенье в коробочке в форме ромба.

Молния в темноте.

Пятно на вашей любимой рубашке или юбке.

Капли, сверкающие на солнце.

Крик ужаса в ночи.

"Теперь возьмите листок бумаги и попробуйте вспомнить и записать названные фразы».

Это же упражнения можно использовать для тренировки зрительной памяти, а не слуховой. Тогда список фраз не произносится ведущим, а дается написанным на листке бумаге. Инструкция так же меняется соответствующим образом: «прочитайте ниже приведенные строчки и после каждой строчке, закрыв глаза, представьте себе соответствующею картину».

Упражнение 4

«Осознание словесного материала»

Используется как для тренировки зрительной памяти, так и слуховой. Цель этого упражнения – заставить детей поразмышлять о словах. Ведущий говорит: сейчас я буду читать (показывать) слова: услышав (увидев) каждое слово, представляйте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать, и т. п. например, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом острым и сладким одновременно.

Бумага шерсть сапог гнездо телега палец

Кот волосы лимонад колесо роза слон

Палка платок поцелуй фильм слеза автобус

Блин ботинок доктор счастье птица мороженное

Упражнение 3.

«Двойная стимуляция памяти»

Перед учеником раскладывают 15-20 карточек с изображением отдельных предметов (например, яблоко, троллейбус, чайник, самолет, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь, флажок, петух и т.д.)

Ребенку говорят: «Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи ее в сторону». Затем читается первое слово. После того, как ученик отложил картинку, читается второе слово и т. д. Далее ученик должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает те слова, которые ему были названы.

Примерный набор слов:

Пожар, завод, корова, стул, вода. Отец, кисель, сидеть, ошибка, доброта и т. д.

Упражнение 4.

«Развитие ассоциативного мышления»

Цель этого упражнения побудить детей к ассоциативному мышлению. Предложите им несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов, например: верблюд – горб, гора, пустыня, кактус, песок и т. д.

В конце попросите детей поработать самостоятельно над 2-3 словами.

Применяйте это упражнение как можно чаще, формируя тем самым навык ассоциативного мышления. Примерный набор слов: ноготь, стакан, солнечный, осленок и т. п.

Упражнение 5.

«Мысленные образы и их эмоциональная окраска»

«Закройте глаза и вообразите следующие картинки»:

Осиное гнездо

Осиное гнездо у вашей двери

Осиное гнездо у вашей кровати

Старик на скамейки

Плачущий старик на скамейке на солнце

Острый нож

Острый нож, режущий мясо

Острый нож, режущий вам палец

Птичка в саду

Птичка, купающаяся в луже

Птичка, взлетающая, спасаясь от кошки

«Возьмите листок бумаги и запишите, что вам запомнилось».

Это упражнение можно использовать как для тренировки зрительной, так и слуховой памяти.

Упражнение 6.

Игра «Исчезнувший предмет»

На столе ставится несколько небольших игрушек. Ребятам предлагается запомнить, что находится на столе. Затем дети отворачиваются, а ведущий прячет один предмет и предлагает участникам игры отгадать, какой именно.

Упражнение 7.

Игра «Игра на развитие зрительной памяти»

Для этой игры понадобятся 10 штук палочек. Их кладут на стол. Ребёнку даётся мало времени, чтобы посмотреть на них. Через 1-2с. Их накрывают листом бумаги. Это-условие игры. Учащийся должен сказать, сколько палочек на столе.

Нет ошибок-10 баллов

1 ошибка-8 баллов

2 ошибки-6 баллов

3 ошибки-4 балла

4 ошибки-2 балла

5 ошибок и более-1 балл


Для того чтобы обладать действительно феноменальной памятью, не нужно родиться «особенным человеком», надо всего лишь потратить немного времени и применить специальную методику, которая помогает улучшить память, и внимание даже взрослой девушке. Упражнения для развития памяти очень просты. Они не потребуют наличия сложного инвентаря. Заниматься по ним можно и дома, и в общественном транспорте.

Простые упражнения для развития памяти и внимания

Вот несколько методов, которые помогут женщине развить как память, так и внимательность:

  1. Найдите картинку с животными (их должно быть не менее 7 и не более 10). Посмотрите на нее в течение 1-2 минут, после чего спрячьте рисунок. Возьмите лист бумаги и запишите на нем всех присутствующих на картинке животных в алфавитном порядке;
  2. Попросите кого-нибудь написать вам список из 20 не связанных между собой слов. Или же найдите подобный список в интернете. В течение 1-2 минут читайте слова и старайтесь их запомнить. После чего напишите прочитанные вами слова в том же порядке, в котором они были в списке;
  3. Перечислите на листе бумаги список ваших вчерашних дел. Постарайтесь указать время, в которое выполнялась та или иная задача. После этого сделайте небольшой перерыв и посмотрите на составленный список еще раз. При необходимости дополните его.

Как вы видите, такие упражнения на внимательность и память может сделать любая женщина. Все что потребуется, это несколько свободных минут. Постарайтесь ежедневно выделать время на подобные занятия, и упражнения на развитие внимания, памяти и мышления, дадут ошеломительный результат.

Упражнения для развития ума и памяти

Перечисленные выше методы далеко не единственные, вот еще несколько забавных тренировок, которыми можно заниматься как в одиночестве, так и в компании подруг:

  1. Возьмите любой предмет. Чем больше в нем будет мелких элементов и деталей, тем лучше, но для начала можно выбрать что-то более простое. Смотрите на выбранную вещь в течение 1-2 минут. После чего спрячьте ее с глаз. Постарайтесь, как можно более подробно нарисовать или описать предмет. Кстати, это может быть и забавным конкурсом, в котором победителем является та девушка, которая более подробно описала вещь.
  2. Выберите любое стихотворение или отрывок художественного текста. Постарайтесь выучить его наизусть за как можно более короткое время.
  3. Играйте в покер, монополию или стратегические игры. Это поможет научиться быстро выстраивать логические схемы, а также запоминать ходы, как свои, так и противников.

Упражнения для тренировки зрительной памяти

Выше уже даны несколько методов, которыми можно воспользоваться для укрепления и развития зрительной . Это упражнения с описанием предмета и с перечислением животных в алфавитном порядке.

Но, вы можете также сделать и следующее – попробуйте вспомнить, в чем приходят на работу ваши коллеги, или что стоит у них на столе. Запишите свои выводы и на следующий день проверьте, все ли удалось перечислить. Также можно попробовать вспомнить, в каком порядке расставлены флакончики в ванной или посуда на кухне.

Постарайтесь ежедневно выделять время на подобные занятия. Это поможет увидеть эффект уже через несколько недель. Стараясь вспомнить различные элементы из своей повседневной жизни, мы приучаем мозг работать, а значит, внимание, память и мышление развиваются.



Top