В поход на велосипеде. Велопоходы

Поход по горам по долам на велосипеде – приключение весьма приятное и увлекательное. Но только в том случае, если повезет не нарваться на внештатные ситуации. А это надо уметь собраться как следует. Ну, вот когда мы на работу собираемся – мы же не забываем кошелек, водительские права и ключи для дома? В велопоход надо собираться еще более тщательно.

Выбор маршрута

Прежде чем оседлать своего любимого двухколесного коня и отправиться в путь, позаботьтесь о маршруте. Можно рвануть в Заполярье, например, на Кольском полуострове немало чудесных, живописных маршрутов. К тому же совсем не обязательно кататься по маркированным велотрассам. Можно просто выбрать более-менее «населенный» район и поехать туда, куда едется. Только желательно в таком случае иметь при себе gps-навигатор, компас, максимально крупную карту местности (в идеале стометровку, но сойдет и масштаб 1:500, ну на худой конец – километровку, их то точно можно найти в рыболовных и туристических, а также в книжных магазинах).

Хорошие маршруты для велосипедных походов есть буквально по всей России. В горах – на Урале и в Хибинах на Кольском – маршруты для знатоков дела, новичкам наверняка придется по душе центральная Россия и Юга – от Ростова до Черноморского берега. Если маршрут избран южный – не забудьте о солнцезащитных средствах, дабы голову не напекло.

В общем, даже если признанные любителями велотуризма маршруты России и Европы для вас пока недосягаемы – можно отправиться на велопрогулку с ночевой в ближайший лес. А лучше – туда, где озеро или река. Если море недалеко – вообще сказка. Снаряжаемся, проводим тех осмотр велосипеда – и вперед.

Что с собой взять?

В поход на велосипедах лучше отправляться компанией минимум 4 человека. Почему именно четыре? Очень просто. Разбив лагерь в симпатичном месте, наверняка захочется побродить вокруг. Бросать лагерь без присмотра не стоит, а одного человека оставлять на вахте – жестоко, ему же скучно будет. А так разбились на пары и по очереди гулять.

С собой обязательно надо взять ремонтный комплект для шин, насос и прочие ремонтные приблуды для велосипедов. Мало ли что? Битое стекло, гвоздь в мосту через ручей, острый камень, сук под колесами… Тащить на себе транспортное средство – развлечение не из приятных.

Если планируется поездка с ночевкой – понадобится палатка, это, как бы, само собой разумеется. Брезентовую советского производства вы вряд ли попрете с собой – замучаетесь переть ее, к тому же она огромная. В любом спортивном или туристическом магазине нынче есть палатки, которые утрамбовываются так, что легко влезают в рюкзак среднего размера, еще и место для провизии останется.

Кстати о провизии – консервов в таких мероприятиях мало не бывает. А чтобы поддерживать бодрое настроение в пути, возьмите побольше орешков. Арахис среди орехов – самый дешевый и в тоже время самый питательный. Для того чтобы перестать ощущать нытье в животе и зверский голод достаточно 100 грамм продукта. Километров на 10 по пересеченной местности должно хватить. К ужину на месте стоянки сойдут консервы, подножный корм (ягоды-грибы), если возьмете котелок – можно сварить и суп, и кашу, и даже черничный компот. Впрочем, котелок берите в любом случае – горячая еда на природе необходима, вам же еще обратно ехать. А на свежем воздухе, ой как хочется чего-нибудь сгрызть. Короче говоря, еды в лесу мало не бывает. Если едете к водоему и там есть рыба – грех не поймать рыбку на уху. Походная уха – это просто шикарная вещь. Даже если соль забудете, налопаться можно от души.

Если не уверены, что по дороге и на месте будут «съедобные» ручьи – запаситесь минералкой. Лучше газированной – ею напиваешься быстрее. А при дефиците воды это важно.

Правила безопасности

Вот еще что – подумайте о собственной безопасности. Выясните, какие звери обитают там, куда вы собрались. Нарваться на диких собак, медведей или волков никому не хочется. А они в лесу, между прочим, живут. Возьмите с собой отпугиватель – электрошокер для самообороны и неплохо еще обзавестись ультразвуковым отпугивателем всякой живности от стоянки. Сунул в палатку – и зверье на всякий случай обходит стороной. Радиус действия таких девайсов в зависимости от модификации – до 700 метров.

Впрочем, места для велопоходов все же лучше выбирать более-менее оживленные, где поблизости есть населенные пункты, охотничьи или рыбацкие избы, где тусуются грибники и просто отдыхающие. Совсем в глухие места не суйтесь. И в болота не лезьте – потонуть не потонете, а вот комарье да овода могут сожрать. Антикомариные средства тоже стоит взять. Комары любят свежее туристическое мясо, особенно в кустах у воды.

На стоянке ведите себя прилично, вы не у себя дома. Костер разведите на уже имеющемся кострище, а если его нет - сделайте. Достаточно выбрать площадку, оградить ее камнями, если есть песок или земля, можно еще и засыпать вокруг камней, чтобы огонь ненароком не пошел гулять по лесу. А когда соберетесь уходить – мусор сжечь, особенно жестяные банки обжечь надо. И крышки консервных банок лучше «утопить» внутрь, чтобы морды любопытных зверушек после вашего ухода не пострадали. В идеале, конечно, свое добро забрать с собой и выкинуть цивилизованно – на помоечку. Но это, увы, не всегда удается, как ни крутись. И да – закапывать жестянки не надо, лучше аккуратненько оставить на кострище, коль уж на то пошло. Костер, само собой, как следует потушить.

А вообще – берегите природу, относитесь к ней с уважением. Тогда и воспоминания о походе будут замечательные, и совесть не замучает. Удачных велопутешествий!

Путешествия на велосипеде - это увлекательный и захватывающий вид туризма. Успешный поход начинается с грамотной подготовки, ведь нужно позаботиться не только о себе, но и о своем «железном друге». Важное место здесь занимает выбор и приобретение необходимой амуниции и предметов первой необходимости.
Список полезных вещей может быть бесконечным, однако в дороге может случиться все что угодно, поэтому лучше действовать по принципу «предупрежден - значит вооружен».
Попытаемся проанализировать полезность и необходимость предметов экипировки велосипедиста в походе. При этом мы не будем останавливаться на длине маршрутов, опыте велосипедиста и поре года, а оценим предметы с точки зрения их универсальности.

Необходимая экипировка велосипедиста

Велосипед, конечно, - важная часть путешествия, но главное - это жизнь и здоровье туриста. Поэтому вначале рассмотрим предметы первой необходимости и полезную амуницию для велосипедистов.

1.Аптечка.

От неприятностей в пути не застрахован никто. Синяки и ссадины при падении с велосипеда, солнечные удары, проблемы с пищеварением, головная боль - это способно омрачить ваш велопоход. Правильно собранная аптечка станет надежной страховкой и, возможно, настоящим спасителем в пути. В составе аптечки обязательно должны быть:

  • средства для обработки ушибов и ссадин - йод, зеленка, вата, бинты (включая эластичные);
  • обеззараживающие средства и антисептики;
  • нашатырный спирт;
  • средства для нормализации пищеварения;
  • обезболивающие средства (например, аспирин);
  • предметы личной гигиены - мыло, зубная паста и щетка, сухие и влажные салфетки.

Всё это нужно положить в непромокаемый мешок или сумку, чтобы они всегда оставались в пригодном для применениясостоянии.

2. Рюкзак-штаны или туристический заплечный рюкзак.

Рюкзаки выбираются в зависимости от длины маршрута. Если планируется крутить педали много дней, то не обойтись без рюкзака-штанов, который крепится на багажник велосипеда. Главные плюсы - разгрузка спины от веса груза, большой полезный объем (лучше брать баулы на 40-50 л), удобное закрепление на велосипеде. Однако если планируется краткая поездка, то лучше взять обыкновенный туристический рюкзак с поясной фиксацией. Нельзя забывать, что оба варианта должны быть обшиты непромокаемой и легкоочищаемой тканью.

3. Фляга.

Для нормальной жизнедеятельности нужно выпивать не мене 2 л воды в день. А в походе на велосипеде это цифра только возрастает. Поэтому важно иметь с собой надежную емкость для хранения чистой питьевой воды. Фляга обязательно должна иметь защитный колпачок для предотвращения попадания грязи внутрь емкости. Объем фляги - вещь сугубо индивидуальная, но рекомендуется не менее 1,5-2 л. Также для фляги понадобится флягодержатель.
Можно также приобрести гидратор - емкость с пластиковой трубкой, помещаемая в рюкзак и позволяющая пить, не отрывая рук от руля. Однако полезность такого гаджета могут оценить только профессиональные спортсмены, для которых важно время и сосредоточенность на дороге. Обычным туристам вполне хватит обычной фляги, только не забывайте заполнять ее водой при любом удобном случае.

4. Экипировка велосипедиста: одежда, обувь, защита.

Требования к велоодежде достаточно просты: хороший теплообмен, эластичность, прочность, дышащий материал. Нужно добавить только, что штаны или шорты должны иметь вшитый уплотнитель в области ягодиц. Поверьте, если вы планируете ехать далеко, этот уплотнитель защитит от мозолей и потертостей в месте соприкосновения с креслом велосипеда.

Не забудьте про велоперчатки - они также не позволят появиться мозолям. Перчатки для холодной поры нужны закрытые, для лета - открытые (без пальцев) и эластичные.

В качестве обуви для лета идеально подойдут легкие кроссовки для бега из синтетических материалов с дышащей сеткой. Они легко отмываются при загрязнении и не дают запотевать ногам. При холодной погоде выбирайте осенний вариант кроссовок.

В первую очередь необходимо позаботиться о защитите головы при падениях. Шлем - единственный вариант для такой защиты.

Пыль, ветер, мошки, солнечные лучи - все это может повредить зрению. Для защиты глаз обязательно нужны специальные солнцезащитные очки в облегченной конструкции для активного спорта.

Если вы очень опасаетесь возможных травм и повреждений, то лучше приобрести комплект защиты для тела. Тогда любое падение окажется сущим пустяком, ведь позвоночник и все суставы окажутся под защитой.

5. Палатка, спальник и коврики.

Планируете ночевку? Без палатки не обойтись! Основное требование - легкая и компактная (для удобства перевозки), а также прочная. Непосредственно для сна лучше использовать спальный мешок, он защитит от сырости и холода. Если позволяет место и бюджет, можете взять и тент для защиты от солнечных лучей в месте стоянки: отдохнуть в прохладной тени всегда приятно.
Если планируете посидеть у костра, то возьмите пенку или самонадувающийся коврик. Это убережет от переохлаждения и простуды, ведь сидеть на земле даже летом может быть чревато.

6. Полезные мелочи.

Для хорошего похода на велосипеде важна каждая деталь. Например, вы полностью экипированы, велосипед «заряжен», но вы забыли обыкновенные спички - и вот поездка уже омрачена отсутствием костра и горячей пищи. Поэтому уделите внимание каждой детали, не забудьте:
. посуду (котелок, металлическую кружку);
. столовые приборы (ложку, ножик);
. специи (соль, сахар, перец);
. продукты с длительным сроком хранения (консервы, крупы, печенье).
И самое главное - возьмите 2-дневный запас питьевой воды. Сможете и попить, и умыться, если вдруг не найдете источника чистой воды.

Полезные инструменты и гаджеты для велосипеда

Итак, вы укомплектованы и готовы к любой ситуации. Теперь нужно позаботиться о велосипеде, если мы хотим благополучно вернуться из путешествия.

1. Ремонтный комплект для камеры.

Многие представляют, что в ремонтный комплект входит только велоаптечка, однако это не совсем так. Правильно собранный комплект для ремонта камеры велосипеда - это как баллонный ключ и домкрат для автомобилиста, без них на дорогу лучше не выезжать. В состав набора должны входить:

Велоаптечка (набор заплаток, клей, шкурка для зачистки места пореза);
. монтажки для съема покрышки (возьмите несколько штук, обязательно металлических, они прослужат гораздо дольше пластиковых);
. запасные ниппели и спицы (самая часто заменяемая часть велосипеда, поэтому нужно взять штук 10);

Насос обязательно берите из металла. Это незначительно скажется на весе и удобстве перевозки, однако прослужит такое изделие гораздо дольше своего пластикового собрата.

2. Наборы ключей.

Велосипед - достаточно сложный агрегат, многие из его узлов могут потребовать осмотра, ремонта либо замены прямо в пути. К сожалению, ни один велосипед не рассчитан на сборку-разборку с помощью только одного ключа, потребуется как минимум несколько. Поэтому рекомендуется иметь в дороге следующие комплекты.

Универсальный набор, или multitools. Похож на широкий перочинный нож, только вместо лезвий огромное количество шестигранных и рожковых ключей. Зачастую его хватает для любой нештатной ситуации.
. Набор шести- и восьмигранных ключей. Прихватите на случай, если затеряется multitools.
. Спицевый ключ. Замену спиц приходится делать довольно часто, особенно при езде по пересеченной местности, поэтому этот ключ обязательно должен быть с вами.
Если есть какие-то особые ключи, необходимые для вашего велосипеда, берите обязательно и езжайте спокойно!

3. Фонари и сигналы.

Зачастую приходится ездить на велосипеде в темноте, да еще и по трассе с оживленным движением. Чтобы обозначить себя, помочь другим участникам движения заметить вас и просто разглядеть дорогу впереди, обязательно купите передние и задние фонари для велосипеда. Желательно себя обозначить при помощи фликеров либо других светоотражающих элементов.
Сигнал будет не так полезен в походе, скорее он понадобится в городе, но лишним не будет.

4. Велосипедная электроника.

Чтобы не заплутать в незнакомой местности и не везти с собой ворох карт (которые еще надо найти!), приобретите GPS-навигатор. Большую часть времени он не понадобится, но выручит, когда собьетесь с маршрута или наступят сумерки.
Если являетесь поклонником современных технологий, не проходите мимо велосипедного компьютера. Он важен не только как дань моде, компьютер выдает важную информацию о пройденном пути. Вот только некоторые его функции:
. текущая, средняя и максимальная скорость;
. общее пройденное расстояние;
. текущее время и время в пути;
. температура наружного воздуха;
. датчик пульса, наклона дороги и многое другое.
Следует заметить, что навесная электроника не является залогом успешной поездки, при ограниченном бюджете не стоит тратить на нее деньги.

5. Полезные аксессуары для велосипеда.

Собираясь в длительную поездку, установите на велосипед несколько полезных приспособлений:
. крылья - при поездке в дождь грязь из луж не окажется на спине;
. защита и смазка цепи - защитит от попадания инородных предметов (грязи, песка, камней, элементов одежды) в цепной механизм и подшипники;
. рога - облегчат управление велосипедом на асфальтированной дороге;
. велозамок - защита от воров.
Остается только пожелать, чтобы ваши поездки были только удачными и наполненными приятными впечатлениями!

Приветствую! Сегодня мы поговорим о том, что необходимо брать с собой, отправляясь в велопоход!

Конечно же, не все люди, которые увлекаются велосипедной жизнью путешествуют на дальние расстояния, но есть некий процент людей, которые только этим и занимаются. Возможно, и Вы задумываетесь над вопросом вело-походов, тогда я спешу Вас обрадовать, весь последующий материал будет для Вас крайне необходим!

Какие вещи взять с собой велопоход? Вопрос конечно не однозначный и дать чёткого ответа никто не сможет! Это связано с тем, что каждый велосипедный поход является уникальным, и потому Вам необходимо будет дополнять ниже приведённый список, исходя из своих предпочтений! Поэтому прежде чем собирать вещи в велосипедный поход, подумайте и определитесь с тем, действительно ли Вам потребуются данные вещи! Потому как бывает, что Вы можете взять много лишнего, и это всё придется тащить не одну сотню километров.

Из этой статьи вы узнаете:

1. Все «за» и «против» необходимости брать с собой в велопоход те либо иные вещи.

2. Запчасти, а также ремонтный набор для велосипеда.

3. Что необходимо брать из одежды?

4. Какие вещи необходимо брать с собой для ночлега?

5. Какую столовую посуду необходимо брать с собой в велопоход?

В среднем поход длится от двух до пяти дней, и именно для такого похода, мы будем определять список необходимых вещей. Помните, что Ваш список будет зависеть от экономических, климатических, социальных и экологических факторов.

И первое что Вам необходимо сделать – это взвесить все «за» и «против» необходимости брать с собой в поход те либо иные вещи. Аргументом «за», будет выступать тот факт, что Вам без такой вещи будет очень плохо. И тут все просто. А вот с аргументами «против» на порядок сложнее потому как их на порядок больше. Вот собственно и они:

1. Каков объем вещи? Помните что объемные вещи – это большая потеря нужного багажного пространства, которого и так не много. Кроме этого, большие объемные вещи создают большую парусность, а это в свою очередь негативно сказывается на безопасности движения! Кроме того Вам нужно будет прикладывать больше усилий что бы ехать.

2. Каков вес вещи? Если вещь весит достаточно много, то Вы рискуете дать на свой организм дополнительные нагрузки. А это негативно скажется на Вашем самочувствии! Вам придется больше потреблять воды и пищи, для того что бы восполнить организм энергией.

3. Может ли одна вещь, заменить функционал другой вещи? Не имеет никакого смысла брать две вещи, если можно обойтись и одной.

4. Возможен ли вариант покупки данной вещи в пути? Данный пункт наиболее касается , о также древесины, для приготовления пищи! Поэтому если Вы знаете, что Ваш маршрут будет полегать через населённые пункты и лесные массивы, то необходимость в большом запасе воды и особенно древесины – у Вас отпадает.

5. Вы уверенны, что будете точно пользоваться некоторыми вещами? Многие люди берут с собой несколько книг, побольше музыки, но впоследствии ничего не читают и не слушают. Я вообще не понимаю, зачем всё это в велопоходе?! Ведь самое главное это уединение с природой и наслаждение её.

Если Вы положительно отвечаете на данные вопросы, то это говорит о том, что с большой долей вероятности, данная вещь не должна быть взята в поход.

Запчасти, а также ремонтный набор для велосипеда

Вам необходимо подобрать только самые необходимые инструменты для велосипеда. Помните, что в арсенале у Вас должен присутствовать насос, запасная камера, клей, резиновые заплатки, также кусочек мелкой наждачной бумаги. В случае если у Вас пробьётся колесо, Вы сможете за 10-20 минут заклеить его, и впоследствии продолжить движение. Почему стоит брать ещё одну камеру, неужели не хватит заплаток? Всё дело в том, что камера может пригодиться тогда, когда произойдёт повреждение ниппеля, и тогда Вам никакая заплатка не поможет. Ну а если взять одну камеру без заплаток, то велика вероятность того что Вы пробьете колесо не один раз за весь маршрут. Для этого учитывайте, пожалуйста, по какому покрытию пролегает Ваш маршрут. Даже если Вы едете по асфальту, и в недалёкий маршрут, возьмите с собой данный набор, и Вы обезопасите себя от кучи неприятностей! Тем более что весит этот набор очень мало. Не забудьте взять с собой набор лопаток для снятия колеса с обода. В комплекте идут три лопатки, но как показывает практика, одной лопатки более чем достаточно. Тут главное опыт и сноровка.

Но одно дело, когда пробивается колесо, и совершенно другое когда, происходит поломка задней либо передней колеса. Вот тут начинается самое интересное, так как такая поломка требует серьёзного ремонта. При том, что у Вас будут необходимые инструменты и запасные части, то Вы на ремонт потратите не менее 4-х часов. Радует лишь то, что такая поломка случается крайне редко и поэтому Вам не нужно брать с собой такой багаж инструментов и запасных частей. В данном случае, намного эффективней будет добраться до первой железнодорожной остановки, и отправиться на поезде домой. Но если Ваш поход на 700 и более километров, та такой ремонтный комплект лучше возить с собой.

Что же включает в себя данный ремонтный комплект:

— Спицевой ключ;

— 8 запасных спиц;

— отвёртку;

— выжимку для цепи;

— разводной ключ;

— набор шестигранников;

— разные по диаметру гайки;

— набор лопаток для снятия шины с обода;

— смазочное цепное масло.

Что необходимо брать из одежды?

Помните, что погода может поменяться за считанные часы, и солнечное утро может закончиться дождливым, холодным вечером. Поэтому отправляясь в велопоход, обязательно стоит подстраховаться и взять форс-мажорную одежду. Стоит отметить, что самая плохая погода для велосипедиста, это когда начинается дождь, а вместе с ним приходит и холод. Такая обстановка в миг может испортить настроение. Поэтому первое, что должно быть у Вас из одежды – это дождевик. Но при езде в дождевике ощущения не супер. Так как он изготовлен из непромокаемого материала, то от этого, человек быстро начинает потеть. А вследствие этого, появляется возможность заболеть. Поэтому если Вы видите что дождь не затяжной – стоит переждать его, укрывшись под деревьями, либо заехав на автобусную остановку. Самое главное, что бы Вы имели возможность снять мокрые вещи, и одеть сухие. А когда будете на привале, не забудьте высушить над костром все мокрые вещи.

Отлично, идём дальше. Кроме дождевика, обязательно берите бейсболку, которая защитит Вас от солнца и от комаров. А комары, особенно в лесу — беспощадны. Не помешает взять с собой и косынку, которая также будет хорошим инструментом в борьбе с комарами и клещами.

Берите дополнительно две футболки, одну из которых можно будет использовать как тельняшку, когда будет прохладно. Если температура воздуха будет менее 20 градусов, то не лишним будет захватить с собой свитер. Свитер имеет свойство дышать, что в свою очередь позволяет испаряться поту, но при этом держит тепло.

Не забываете, что ноги тоже должны находиться в тепле, а потому берите с собой спортивные штаны, и не одну, а две пары, так как одни могут промокнуть. Если же на улице жарко – берите шорты. Многие спрашивают, можно ли брать вместо спортивных штанов – джинсы? Ответ – да, но джинсы на порядок сковывают движения.

Обязательно берите в поход трусы. Сколько? Одна пара на день. То есть если Вы едите на 2 дня, то берите 2 пары. Но главное не брать более 3-х пар. На ночлеге Вы сможете постирать и просушить трусы. Самые оптимальные трусы – «семейные», так ка они не натирают Вашу пятую точку.

То же самое дело обстоит и с носками! Одна пара на один день! Но не более 3 пар на весь велопоход. Дадим один маленький совет. Для того что бы утром не одевать мокрые и холодные носки, Вам следует положить их на ночь к себе в спальник. Не забывайте периодически стирать грязные и дурно пахнущие носки, так как если этого не делать, то такой неприятный запах пройдёт насквозь всего Вашего багажа.

Что касается обуви, то желательно брать с собой простые кеды. Это при том, что на улице тепло, а Ваша основная обувь – это качественные, анатомические кроссовки. Кеды в свою очередь Вы сможете одеть, когда приедете на ночлег, а кроссовки в свою очередь избавятся от пота, накопившегося за целый день поездок. Если же на улице холодно – надевайте резиновые сапоги. И помните, что Ваши ноги должны постоянно находиться в тепле. Та как неоднократно было замечен тот факт, что у человека, который не содержал ноги в тепле, появляется высокий процент риска заболеть. А это в велопоходе — ох как плохо.

И ещё одной важной вещью, является ветровка. Её стоит надевать, когда начинается сильный ветер. В таком случае Вы защитите себя от ветра, и не дадите телу замерзнуть.

А что же делать с головным убором. Летом, конечно же, можно надеть простую кепку, которая защитит Вас от солнца. Можно вместо кепки надевать вело-шлём. Это будет даже очень полезным, так как мы никогда не знаем, что ждёт нас за поворотом. , да и вообще в холодное время суток оптимальным вариантом головного убора будет шапка.

Какие вещи необходимо брать с собой для ночлега?

Тут всё зависит от того в какое время года, Вы совершаете велопоход. Допустим летом в тёплую пору года, можно взять с собой только спальник и этого будет вполне достаточно. Перевозить его на необходимо в скрученном виде. Очень часто его помещают в целлофановый пакет и крепят под седло велосипеда. Из-за этого он не забирает полезное место в бауле.

Теперь что касается палатки, то она пригодиться, если на улице будет идти дождь, будет холодно, а также палатка защитит от всяких насекомых. В среднем вес двухместной палатки колеблется от 1 до 3 килограмм. Кроме этого, время на расставление палатки составляет порядка 10-15 минут, что совсем не много.

Каремат: брать или не брать? Тут выбор каждого индивидуален, но стоит рассказать о плюсах и минусах каремата. Главным плюсом каремата является его способность сохранять тепло и сухость под человеком. Кроме того каремат весит около 500-700 грамм. Размеры карематов на рынке существуют разные — подбирайте по Вашем росту. Теперь что касается минусов то он один – это создание большой парусности, при перевозке его на велосипеде, так как в основном крепят его к верхней части баула.

Переходим к следующему вопросу, а именно, какую столовую посуду необходимо брать с собой в велопоход?

Самое первое, что Вам необходимо приобрести – это армейский котелок, ёмкостью 1-1,5 литра, в комплекте с крышкой. Такой котелок имеет небольшой вес, но при этом позволит Вам приготовить вкусную пищу. Кроме этого пищи хватит не на одного, а на двух-трех человек. Съемную крышку Вы можете использовать для того что бы разделить еду на порции, или же налить в ней любой горячий напиток.

Не зависимо от того куда и с кем Вы едете – берите такой котелок всегда с собой. Он позволит Вам быть независимым не от кого, в плане приготовления .

Кроме этого Вы можете готовить пищу в нём, не подвешивая его над костром, а просто поставив его в полу-перегоревший костер.

Следующая столовая утварь – это ложка. Ложка должна быть достаточно глубокой и в тоже время прочной. А потому не берите с собой ложки из алюминия, намного лучше взять ложку, изготовленную из нержавеющей стали. С помощью такой ложки, Вы сможете снимать горячий котелок с огня. Кроме того такая ложка по сравнению с алюминием не так быстро греется, а поэтому исчезает фактор обжечься. Не стоит возить больше одной ложки на одного человека. Если Вы готовите кашу, и в тоже время Вам необходимо перемешать сахар в чае – просто воспользуйтесь рукояткой ложки. Помните, что лишний вес никому не нужен.

Возьмите с собой один нож. Он должен быть складным, но с длинным и прочным лезвием. Немаловажным моментом является фиксация лезвия в разложенном состоянии. Потому что были случаи, когда нефиксированное лезвие ножа приводило к травмам. Самое главное, что бы нож был надёжным, острым, и фиксировался в открытом положении. Небольшой совет. Не кладите нож далеко в бауле, так как внезапно он может Вам понадобиться. Бывают разные случаи.

А на этом первая часть данной темы походит к концу. Скоро выйдет вторая! Спасибо что дочитали до конца. Я надеюсь, данная информацию была для Вас полезной. Также не забывайте подписываться на рассылку блога. Успешных Вам велопоходов.

Читайте продолжение статьи !

P.S. Посмотрите познавательное видео про то что взять с собой в велопоход!

С уважением, команда

Все про подготовку к велопоходу.

Планирование велопохода также интересно и увлекательно, как его осуществление. Особенно хорошо это получается зимой, в ожидании начала сезона. При отсутствии практики езды, эта ниша заполняется рассматриванием карт, составлением будущих маршрутов, изучением рельефа и другими вещами.

Обычно маршрут определяют в соответствии с тремя основными факторами.

1. Посещение достопримечательностей. Как правило именно это определяет основной маршрут. Можно конечно поставить перед собой цель проехать за время всего велопохода максимальное расстояние, которое впечатлит всех, кто будет читать о нём отчёт. Но глупо будет проезжать мимо интересных мест, в ущерб расстоянию.

2. Исключение из маршрута сложных высокогорных участков (не для всех), промышленных загрязнённых районов и дорог с большим количеством транспорта. В тоже время, если поездка одиночная, то необходимо избегать малонаселённых участков.

3. Где остановиться на ночлег. Планирование поездки с учётом расположения гостиниц и другого жилья на пути следования, цен на услуги и условиями проживания. Если ночёвки предусмотрены в палатках, то учитывается расположение турстоянок и кемпингов.

Организационные моменты при планировании велопохода

Как известно есть уже сложившийся годами список необходимого снаряжения для велопохода с некоторыми индивидуальными изменениями. Но, отдельные велотуристы умудряются взять с собой много совершенно ненужных вещей, которые добавляют вес и редко используются. А лишние килограммы в походе значат очень много. Нет необходимости брать то, без чего можно обойтись.

Список ненужных вещей в велопоходе:

— ноутбук. В велопоходе, особенно автономном, интернета как правило нет и с зарядкой аккумуляторов будет проблема, поэтому возить его с собой бесполезно. Тем более, что в плохую погоду можно его намочить или разбить. Хотя я беру (маленький на 10?) – в палатках я не ночую, снимаю скромное жильё, где как правило нет телевизора, поэтому скачав с десяток фильмов перед поездкой, вечером не скучаю. Плюс набросать статейку-другую можно;

— мангал. Даже в складном варианте (есть такие) лучше не возить – из подручных средств всегда можно соорудить что-то подобное;

— складные стульчики. Для велосипедистов предмет ненужный – можно сидеть на вещах, камнях, брёвнах, подстелив что-нибудь;.

— книги, журналы. Если вдруг очень захочется почитать после очередного изнурительного этапа, возьмите с собой маленькую книжку в мягком переплёте…

Требования к продуктам, которые туристы берут с собой в долговременный велопоход по малонаселенной местности.

В длительной поездке, где учитывают каждый грамм перевозимого багажа, запас продуктов в виде консервов не самое лучшее решение, так как вы будете везти лишний вес в виде воды и металла. Современные технологии позволяют изготавливать продукты лёгкими и долгого хранения.

Взамен мясных консервов лучше брать сублимированное мясо, которое также хорошо хранится и значительно легче, но и имеет более высокую цену. Вместо картошки подойдёт сухое картофельное пюре. В торговой сети огромный ассортимент сушёных фруктов и овощей. В кратковременный велопоход, когда список вещей намного короче можно себе позволить брать больше свежих продуктов.

Объем продуктов

Как известно, свободного места в рюкзаке не бывает. В самом начале велопохода, когда ещё ничего не съедено и объём велосумки максимальный этот вопрос особенно актуальный. Предпочтительней запастись продуктами, которые занимают меньший объем при том же весе, а также легко упаковываются. Вафли, печенье лучше покупать в виде пачек – в таком виде они занимают меньший объём и лучше хранятся. Те же сублимированные продукты не только мало весят, но и имеют небольшой объём.

Как соблюдать гигиену в велопоходе?Конечно, все мы привычные к чистоте – регулярно принимаем душ, чистим зубы. бреемся… Но, в велопоходе с поддержанием личной гигиены есть ограничения. Проведя целый день в седле и преодолев большие физические нагрузки под вечер мы не такие чистые и свежие, как хотелось бы.

Если большинство мужчин не так остро переживают по поводу чистоты, то для женщин этот вопрос намного более важен. Чтобы в велопоходе быть чистым необходимо только желание быть таким, всё остальное есть есть под рукой. Как сохранять в велопоходе чистоту?

1. Непосредственно перед самой поездкой нужно побриться, постричься и подстричь ногти. Последний момент особенно относится к девушкам, даже если жалко отрощенных ногтей. Длинные ногти при езде на велосипеде и в быту велопохода постоянно будут ломаться. Под них забивается грязь т. д.

2. Туристические стоянки в основном расположены возле ручьев, рек и других водоемов – там воды для мытья предостаточно. Если она очень холодная, то лучше её подогреть. Чтобы в спартанских условиях велопохода полностью помыться с мылом хватит 2-3 литра воды. В качестве ёмкости для душа лучше всего использовать пластиковые бутылки.

Чистая вода – самый важный продукт не только для велотуриста. Даже самое подходящее место для ночевки или отдыха не будет полноценным, если поблизости него не будет источника воды. Практически все туристические стоянки, обозначенные на картах находятся возле источников воды воды. Где запастись водой во время велопохода зависит от пролегания маршрута, но его всегда необходимо рассчитывать и корректировать, чтобы не остаться без запаса воды.

Самый банальный способ запастись водой в населенном пункте – это купить её в продуктовом магазине. Конечно, если постояно пользоваться таким способом, то в конце велопохода это выльется в определённую сумму, так что это крайняя мера. Покупную воду лучше использовать только для питья.

В населенных пунктах воду можно взять из колодца, если он конечно есть. Перед тем, как набрать лучше поинтересоваться у населения о качестве воды. Чтобы не настроить это самое население против себя не надо устраивать помывку возле колодца – набрали и уехали. Колодец в селе – это святое место.

Где нет населенных пунктов, воду берут из ручьёв, родников, речек и других пресноводных водоемов. Её конечно надо кипятить. Морскую солёную воду пить категорически запрещено. Ей можно только подсолить суп. Родник, который находится далеко от населённых пунктов почти всегда имеет чистую питьевую воду. В принципе её можно пить без кипячения. Но всё равно, по-возможности лучше кипятить.

В путешествии на велосипеде туристу приходится тащить с собой огромное количество вещей. Велосумка или рюкзак (а порой и то и другое) имеют большой вес. Как сделать так, чтобы туристическое снаряжение для велопохода имело оптимальный вес? В большинстве многодневных поездок комфорту уделяют больше внимания, чем весу.

В таких походах человек должен чувствовать себя как можно более комфортно в меру возможностей. Если не высыпаться, мёрзнуть, плохо питаться, мокнуть из-за отсутствия вещей, которые всё это предотвратят, то велопоход превратиться в борьбу на выживание. Надолго в таких условиях сил не хватит. В коротком трёхдневном велопоходе вещей используется меньше. Закономерность простая: чем продолжительней поездка, тем больше вещей приходится брать.

При поездках по асфальтированным дорогам с небольшими перепадами высот вес рюкзака большой роли не играет – 15 килограмм на багажнике или 30 – не критично. Просто разгонять велосипед прийдётся дольше, но и накат станет лучше. На пересечённой местности, где прийдётся преодолевать препятствия и иногда тащить велосипед на себе всё намного сложнее. Тем более, большой вес багажа на малых скоростях сильно мешает управлять велосипедом, особенно при езде по дорогам с мягким покрытием.

Человек должен получать удовольствие от езды на велосипеде. Симбиоз человека и велосипеда как одного целого. При езде ощущать равновесие и предсказывать траекторию движения, динамику ускорения и торможения, а также неповторимое чувство скорости. Всё это невозможно прочувствовать, если перевозишь большое количество груза на велосипеде.

Есть определённая закономерность – чем больше перевозится багажа, тем меньшее расстояние можно проехать за один световой день. При этом приходится увеличивать продолжительность велопохода, а это в свою очередь приводит к тому, что приходится брать ещё больше багажа.

Тот, кто не сильно ограничен в средствах, может позволить себе путешествовать налегке: ночевать в гостиницах или частном секторе и брать с собой только самое необходимое. То есть, кошелек может заменить велосумку. При этом не обязательно впадать в крайности, экономя каждый грамм, необходимо найти ту золотую середину.

Да, есть такие места, где населённых пунктов практически нет, поэтому воду и еду приходится брать с собой. В Крыму единственным таким местом является Арабатская стрелка. В Карпатах таких участков много. Но эти участки преодолеваются максимум за день – полтора. К тому-же хорошо подготовленному велосипедисту один день “недоедания” с приличной физической нагрузкой может принести только пользу.

В велосипедном походе основная нагрузка лежит на велосипеде. Он везёт на себе туриста, снаряжение, еду и т.д. Причём общий вес всего груза превышает вес груза в пешем походе. Соответственно велотурист должен быть уверен в том, что его двухколесный напарник не подведёт.

При выборе можно пойти лёгким путём и купить готовый, благо предложений сейчас очень много. Но если вы решите подготовить велосипед своими руками, то вы будете знать все его узлы и компоненты очень хорошо и будете уверены, что сможете починить его в любое время. А ремонтировать велосипед в длительном путешествии придётся не один раз.

Подготовка велосипеда к велопутешествиям

Есть несколько основных принципов при подготовке велосипеда к длительному походу. Например: все детали велосипеда должны быть ремонтопригодными в полевых условиях. Стоит учесть, что у разных производителей велосипедов разные стандарты . И не всегда будет возможность заменить одну деталь на другую, даже в веломастерских.

Рассмотрим все детали подробнее.

Рама

Следует подбирать по и весу велосипедиста. Она должна не иметь нарушений в геометрии, сколов и трещин.

Лучше выбирать раму хардтейл (без заднего амортизатора) или ригид (без заднего и переднего амортизаторов). В первую очередь из-за распределения груза на ней. Желательно брать раму с жёсткой геометрией, с большой устойчивостью к скручиваниям, качениям и вибрациям. Для туриста это сказывается на комфорте, а для самой рамы вызывает дополнительную усталость материала. Основной груз на туристическом велосипеде, помимо самого велотуриста, расположен на заднем треугольнике и на вилке велосипеда, очень большая нагрузка идет на рулевой стакан, поэтому рама должна хорошо переносить нагрузки и в вертикальной плоскости.

Самый лучший материал для рамы туристического велосипеда титан, но он очень дорогой и его сложно ремонтировать. Стальные рамы тоже подходят для туризма, они дешёвые и легко ремонтируются, но у них большой вес. Алюминиевые рамы легкие и не дорогие, но очень жёсткие и не поглощают вибрации.

Вилка

Если вы собираетесь путешествовать по дорогам с хорошим покрытием, тогда лучшим выбором будет жёсткая . Она лёгкая, не нуждается в техническом обслуживании, надёжная и дешёвая. Всё это превалирует перед её минусом - отсутствие амортизации. Небольшую вибрацию смогут поглотить толстые покрышки и материал рамы.

У амортизированных вилок следующие особенности:

  • Эластомерная вилка лёгкая, дешёвая и не требует особого обслуживания, но при небольшом минусе замерзает и перестает амортизировать. При жаре больше 40 градусов наоборот, эластомер слишком сильно размягчается и поведение колеса становится непредсказуемым;
  • Масляная вилка также подвержена воздействию температуры, но уже в меньшей степени. Сложность конструкции и необходимость в обязательном техническом обслуживании делают её практически не пригодной к длительным путешествиям;
  • Вилка с воздушным картриджем могла бы быть лучшим выбором для туристического велосипеда, однако у неё есть огромный недостаток - её цена.

Но предавать большое значение выбору вилки не стоит, скорее это вопрос комфорта, многие ездят в путешествия с эластомерными и масляными вилками и не жалуются.

Колёса

Самая важная часть туристического велосипеда. На колёса постоянно действуют нагрузки от ухабов и колдобин. При выборе колёс категорически запрещено экономить. Лучше выбрать дорогие, тяжёлые, усиленные и быть уверенным, что придётся только в исключительных случаях, а колесо сможет выдержать любые испытания. лучше выбрать толстые, кованные, 36 лучше чем 32. Либо набором в .

Самые лучшие - дорожные слики, или гибридные с лысым центром и шипами по бокам. Чем меньше и сложнее рисунок, тем лучше. Чем более высокопрофильная покрышка, тем больше она будет амортизировать и тем больше будет защищён обод. Более жёсткая покрышка меньше стирается. Также, чем чаще и плотнее сетка корда тем лучше. Но следует учесть, что лысая покрышка хороша только на твердой поверхности, на песке или льду они будут бесполезны.

Тормоза

Дисковые или ободные?

Ободные тормоза легче в обслуживании и настройке. Однако они имеют низкую эффективность торможения при загрязнённом ободе. И чем больше загрязнение, тем сильнее приходится нажимать на тормозные ручки.

Дисковые тормоза лучше подходят для туристического велосипеда, не смотря на больший вес. Конечно стоит брать только механические тормоза, гидравлические вынуждают туриста таскать с собой дополнительное оборудование, и они слишком хрупки. Механические же тормоза вообще практически не нуждаются в ремонте, только в своевременной замене колодок и .

Переключатели скоростей

И переключатели скоростей можно выбирать исходя и популярности в подходящей ценовой категории. По у них есть специальные модели для туристических велосипедов, однако нет ничего страшного если вы купите оборудование более низкого класса. И более дорогие переключатели не всегда лучше. Они созданы для достижения результатов в соревнованиях и не приспособлены для ремонта в полевых условиях. При необходимости почистить переключатель из топовой линейки, после поездки по болоту, придётся его полностью разбирать, прочищать, просушивать и т.д. А в более дешёвых моделях достаточно протереть тряпкой и всё.

Ручки выбирайте раздельные, при поломке ручки тормоза или деформации барабана в комбинированной ручке, придётся менять её всю. Дешевле поменять только тормозную ручку или .

На задний переключатель скоростей следует поставить защиту, тогда не понадобится запасной .

Тросики

Для хорошей работы тормозов и переключателей надо правильно . Стоит выбрать тросики с тефлоновым покрытием, они меньше коррозируют, и лучше скользят в рубашке. Если есть возможность лучше поставить сплошные рубашки. В них меньше проникает грязь.

Трансмиссия (каретка, шатуны, кассета, цепь)

Лучше поставить закрытого типа, главное чтобы она была хорошо защищена от грязи. Каретки практически не ремонтируются, поэтому при поломке её придётся менять полностью.

У очень большой запас прочности, ставьте разборную кассету и тогда менять придется только самые ходовые звёздочки, по мере износа.

У также большой ресурс, немногим меньше чем у кассеты. Систему лучше выбрать разборную, тогда любую звезду можно будет заменить не меняя шатуны.

Количество скоростей зависит от ваших предпочтений, чем больше скоростей - тем плавней будет переход между ними. Следует помнить, что при большим количестве скоростей требуется более тонкая цепь.

Сиденье, руль, педали и остальные части

По рулю сразу можно определить туристический велосипед, у туриста на руле навешано очень много оборудования. Для удобства на руль необходимо установить как минимум рога, это добавит возможность менять положение рук на руле во время езды, а лучше купить многопозиционный , плюс он не плохо гасит вибрацию.

При выборе не стоит экономить, чем лучше седло, тем оно дороже. При изготовлении седла используются сложные материалы и конструкции. Не стоит выбирать слишком узкое спортивное седло, но и слишком широкие диваны тоже не подойдут для длительных поездок. Главные условия при выборе седла: седло не должно быть мягким, удобное не мягкое седло, а то которое со временем примет необходимую форму. Седло принимает нужную форму недели за две, когда гелевые вставки полностью сформируются, поэтому не стоит сразу браковать седло за неудобство.

При длительных путешествиях лучше педалировать в контактных или туклипсах. Только следует хорошо привыкнуть к ним, научиться быстро отстёгивать ноги, чтобы избежать падения во время похода. Но и обычные педали платформы использовать тоже можно.

На туристический велосипед обязательно нужно установить фонарь и задний габарит. Лучше брать фонари на батарейках, но если есть возможность подзарядки, тогда подойдут и аккумуляторы.

Также не обойтись без крыльев, для защиты от воды и грязи себя и велосипеда.

Надо не забыть про держатели-крепежи на раму для бутылок (фляг, баллона для горелки). Если дырок с резьбой нет или их не хватает можно вешать на пластиковые стяжки, подклеив резиновые прокладки (вырезав их из старой камеры) в места соприкосновения с трубой, чтобы держатели не ползали по раме.

Багажник, велорюкзаки

Весь груз следует грузить в сумки на багажник. Существует два вида навески груза:

  • Европейская - когда груз распределён на заднем и переднем багажнике. Это даёт лучшую устойчивость и баланс, но нагруженным переднем колесом сложнее управлять;
  • Советская - когда весь груз закреплён на заднем багажнике, в велорюкзаке (велоштанах). Такая навеска позволяет быстро снять велорюкзак с багажника, надеть его на спину и перенести через преграду всё разом.


Сами решайте какая навеска для вас будет удобнее, многое зависит от и его направления. Также не стоит забывать и об объёме сумок, чем больше объем тем большие предметы вы сможете туда уложить (например дуги от палатки или арбуз). Для сумок нужно приобрести чехлы от дождя, а внутрь гермомешки.

Купить хороший, прочный велобагажник очень сложно. Лучше всего титановые багажники, но их цена большая, а выбор маленький. Разборный алюминиевый багажник лучше сварного, так как пока разбалтывается крепежи, сварные швы уже полопаются.

Велосипедная аптечка, инструменты и запчасти

В обязательный перечень входит:

  • Шестигранники;
  • Выжимка цепи;
  • Мультиинструмент с плоскогубцами и кусачками;
  • Ключ для снятия шатунов;
  • Насос;
  • Две запасные камеры;
  • Велоаптечка (резиновый клей, каучуковые заплатки, наждачка);
  • По одному запасному тросику (для тормозов и для переключателей);
  • Жидкую смазку для влажных условий (выдавливает влагу и грязь из подвижных частей);
  • По комплекту тормозных колодок (на зад и перед).

Также могут пригодиться:

  • Торцевой ключ со съемными головками (универсальней и удобней чем обычные рожковые), впрочем, в большинстве случаев, он не нужен;
  • Петух, если защиты переключателя нет;
  • Густая тефлоновая смазка для втулок, может не пригодиться, но всякое случается;
  • Несколько звеньев цепи;
  • Дополнительные спицы.

Велосипед практически самое универсальное средство для путешествий, в проходимости он уступает разве что вертолёту. Никакие пробки, отсутствие топлива, бездорожье не помешают велотуристу продолжить путешествие. А благодаря небольшой скорости велосипедист не пропустит ни одного красивого места.


Top